Вертолет Ка-50, известный также, как «Черная акула», безусловно стал вехой в отечественном вертолетостроении. Первый полет машина совершила еще в 1982 году, однако в эксплуатацию была введена лишь в 1995-м. Правда, прослужил Ка-50 после этого совсем недолго. Будучи произведенным в количестве 16 единиц, вертолет успел повоевать в Чечне в 1999 году, а уже в 2009 был выведен из состава ВВС РФ. Почему же перспективная машина оказалась никому не нужной?
Хороший был вертолет. |Фото: vimpel-v.com.
Появление нового ударного вертолета в Советском Союзе было неизбежно. Заговорили о необходимости разработки машины нового поколения еще в декабре 1976 года. С одной стороны, в войсках был хорошо зарекомендовавший себя Ми-24. С другой стороны, «Крокодил» стремительно устаревал, ведь авиастроение во второй половине XX века развивалось каким-то невероятными темпами. Подтолкнула начало разработки нового вертолета и новость о том, что в Соединенных Штатах Америки также готовятся к принятию на вооружение новой ударной машины – вертолета AH-64.
Множество инноваций. |Фото: Twitter.
Первоначально проект нового советского вертолета в ОКБ «Камов» носил обозначение В-80. Конструкторы не пошли по стопам американских коллег и стали разрабатывать принципиально отличную машину. Будущая «Черная акула» еще на стадии раннего проектирования была полна инновационных технических решений. Соосная схема расположения несущих винтов позволяла добиться повышения тяги вертолета на 15%, повысить скороподъемность и статический потолок машины. Уменьшенный диаметр винтов при использовании соосной схемы позволил добиться увеличения скорости движения. Упразднение трансмиссии рулевого винта позволило повысить выживаемость машины и сократить ее массу.
Воевал всего раз. |Фото: drive2.ru.
Интереснейшим новшеством в В-80 была установка кресла-катапульты, позволявшего эвакуировать пилота вертолета в случае угрозы гибели машины. До этого пилотам вертолетов приходилось только прыгать из кабины с огромным риском для жизни. Впрочем, по-настоящему важной инновацией вертолета В-80 был его новый прицельный комплекс, который позволял отказаться от второго пилота (оператора вооружений). Забегая вперед, в 1980-е годы из-за недостаточного развития микроэлектроники советские конструкторы все-таки недотянули, и новейшая прицельная система так и не смогла на 100% заменить человека. Тем не менее, перспективы у этой системы были такие, что в последствии на ее базе даже пытались создать полностью беспилотные вертолеты-разведчики.
На смену пришел другой вертолет. ¦Фото: novyefoto.ru.
В 1990-е годы В-80 получил обозначение Ка-50. Как уже было отмечено, машина даже успела повоевать во время вооруженного конфликта в Чеченской республике. Ка-50 стал не только проводником множества инновационных технических решений, но и проводником новой тактики использования боевых вертолетов. По замыслу «Черная акула» должна барражировать в зоне ожидания до тех пор, пока ей не укажут цель. Затем оперативно наносить удар и удаляться из опасного квадрата. Тем не менее, в 2009 году серийное производство Ка-50 было приостановлено. Связано это было с разработкой модернизированной модели Ка-52. В ней были исправлены многие недостатки «акулы». В частности произошел отказ от использования экипажа из одного человека. В Ка-52 вернули второе кресло и пилота-штурмана по той самой причине, что пока автоматика прицельных комплексов не в состоянии полностью заменить человека.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что представляет из себя простая и гениальная ловушка вьетнамских партизан против американских вертолетов.