Этот год в истории отечественной авиации ознаменуется юбилеем одного из самых известных советских самолётов - многоцелевого Ан-2. И столь солидный возраст не мешает легендарной «Аннушке» оставаться в строю, эксплуатироваться в ряде отраслей и даже производиться серийно. Однако рано или поздно машина оказалась бы морально устаревшей, но отечественные авиаконструкторы не хотят отпускать Ан-2 на пенсию: на основе знаменитого советского самолёта уже активно создаются новейшие беспилотные летательные аппараты.
Знаменитый советский самолёт может получить новый функционал. /Фото: biletik.aero
Несмотря на то, что Ан-2 имеет уже долгий послужной список, свой функционал машина так до конца и не исчерпала. Более того, она оказалась благодатным фундаментом для множества различных модернизаций. В частности, довольно активно этим занимаются в Китае. Например, ещё в пятидесятых годах прошлого столетия Советским Союзом была передана в Китай документация по проекту Ан-2 с целью налаживания там серийного производства. В результате этой работы появился самолёт под обозначением Y-5. Машина оказалась настолько успешной и актуальной, что производство данных самолётов продолжается по сей день.
Китайская модификация Ан-2 - Y-5. /Фото: topwar.ru
Кроме того, китайский вариант Ан-2 активно модернизируют самыми разными способами. Ярким примером подобного проекта, который появился в последние годы, стала разработка компании China Aerospace Science and Technology Group Co. под названием Feihong-98 (FH-98). Фактически новый самолёт представляет собой Ан-2, перестроенный беспилотный летательный аппарат тяжёлого класса, функционал которого определяется транспортировкой грузов на внутренних линиях.
Из советской Аннушки сделали беспилотник. /Фото: itc.ua
FH-98, в сущности, является базовым Y-5, оснащённый набором нового оборудования: автопилотом, средствами навигации и связи, а также исполнительными механизмами для передачи команд на агрегаты самолёта. В итоге бортовой электроникой машины под силу самостоятельно вести самолёт по заданному маршруту. А при необходимости аппарат можно ввести в режим дистанционного управления. Известны также некоторые технические характеристики данной машины: максимальная взлётная масса - 5,25 тонн, грузоподъёмность – 1,5 тонн, практическая дальность - 1 200 километров, что выше, чем у оригинала. А вот основные скоростные и взлётно-посадочные характеристики изменениям не подверглась.
Переоборудованный FH-98. /Фото: logist.today
В октябре 2018 года начались испытания опытного FH-98 с совершения первого полёта, после чего проходили ещё несколько месяцев. В результате беспилотным комплексом был получен сертификат лётной годности, и практически сразу компания получила первые заказы на серийную технику и развернула массовое производство. Первый коммерческий рейс FH-98 состоялся 21 августа 2020 года, и с тех пор машины активно эксплуатируют на внутренних китайских линиях в удалённых районах. А в сентябре 2020 года в ходе военной операции в Нагорном Карабахе также широко применялись различные БПЛА, в том числе и вышеупомянутая модификация грузопассажирского Ан-2.
В России тоже могут запустить производство БПЛА на базе Ан-2. /Фото: biletik.aero
Столь успешный опыт переоборудования легендарного советского самолёта не мог остаться незамеченным и отечественными авиаконструкторами. Поэтому довольно быстро появились первые предположения, что теперь и Россией будет предпринята попытка создать собственную беспилотную модификацию Ан-2 для применения, к примеру, в борьбе с ПВО противника. В пользу данной теории говорит тот факт, что на некоторых российских аэродромах наблюдается скопление этих самолётов, поэтому и считается, что их там собирают для дальнейшего переоборудования. И, возможно, в скором времени, не только в Китае, но и в России знаменитой «Аннушке» дадут новый билет в жизнь.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме: Дети Антонова: лучшие самолеты СССР и Украины под маркой АН