Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0



Китайскими копиями известных автомобилей уже никого не удивишь, но в Поднебесной могут копировать не только машины. Куда интереснее рассматривать самолёты: их очертания кажутся чрезвычайно знакомыми, но только на первый взгляд. На самом же деле это лишь модернизированные копии советских самолётов, заслужившие на новом поприще свою долю славы.


1. Транспортник Shaanxi Y-8

Shaanxi y-8, копия АН-12./ Фото: livejournal.com

Shaanxi y-8, копия АН-12./ Фото: livejournal.com


Разрабатывать свой собственный самолёт чрезвычайно долго, тяжело и затратно, особенно когда он нужен ещё вчера для выполнения конкретных задач. Гораздо проще его купить у другой страны, а ещё лучше начать сборку на собственных производственных мощностях. Именно так сделали в Китае в первой половине 1970-х годов. Поднебесной потребовался транспортный самолёт, и за ним обратились к СССР, где и купили лицензию на выпуск АН-12. Это настоящий самолёт-легенда, прочный и надёжный, он до сих пор используется в России, хоть выпуск и был прекращён ещё в 1973 году.

Военный Shaanxi y-8./ Фото: galaxiamilitar.es

Военный Shaanxi y-8./ Фото: galaxiamilitar.es


Поначалу самолёты Shaanxi Y-8 собирали из выпущенных в Советском Союзе запчастей, их привозили в Китай, а здесь уже занимались крупноузловой сборкой. Целый год потребовался, чтобы наладить собственное производство, после чего Y-8 стали исключительно китайскими. Транспортники оказались настолько удачными, что заслужили многочисленные положительные отзывы, хоть и не обошлось без некоторых проблем.

Кабина Shaanxi y-8./ Фото: twitter.com

Кабина Shaanxi y-8./ Фото: twitter.com


Впоследствии на основе Shaanxi Y-8 построили несколько интересных модификаций, часть из которых так и не пошла в производство. Самой интересной была Y-8F, этот самолёт предназначался исключительно для перевозки скота. В его грузовой отсек поместили модульную трёхэтажную конструкцию, разделённую на небольшого размера загоны, в которые можно было вместить до 350 овец.

2. «Кукурузник» Shijiazhuang Y-5

Китайский «кукурузник» Shijiazhuang Y-5./ Фото: aerialvisuals.ca

Китайский «кукурузник» Shijiazhuang Y-5./ Фото: aerialvisuals.ca


Несмотря на свою очень простую конструкцию, а если точнее, именно благодаря ей, Ан-2 стал знаковым самолётом своего времени. Его выпустили ещё в 1948 году, а его многофункциональность стала легендарной. Качества биплана оценили даже в Китае и решили обзавестись таким же. Тем более что командование НОАК остро нуждалось в неприхотливом транспортно-пассажирском самолёте. В Китае было не очень много нормально оборудованных аэродромов, которые могли обеспечить достойный уровень обслуживания, а большая часть взлётно-посадочных площадок были достаточно короткими.

Военный Y-5./ Фото: pinterest.com

Военный Y-5./ Фото: pinterest.com


В общем, это были идеальные условия для АН-2. Для взлёта и посадки ему вполне хватало трёхсот метров, к тому же самолёт был крайне простым и не требовал сложного обслуживания. Командование НОАК во второй половине 1950-х годов закупило «кукурузник» и оправило всю документацию вместе с ним на завод № 320 в округе Наньчан. Там же в 1958 году начался его серийный выпуск.

Гидросамолёт-амфибия Y-5./ Фото: flickr.com

Гидросамолёт-амфибия Y-5./ Фото: flickr.com


Причём самолёт Shijiazhuang Y-5 (Yunshu-5) был полностью китайским, даже двигатели для него производились в Сучжоу на авиамоторном заводе. Для удовлетворения потребностей армии на заводе собирали несколько модификаций «кукурузника», среди них были военно-транспортная, бомбардировщик, амфибия-гидроплан, сельскохозяйственный и даже самолёт для особо важных персон с салоном повышенной комфортности. Самое же интересное, что производство Y-5 в современной версии продолжается и по сей день.

3. Истребитель Shenyang J-11

Shenyang J-11, копия Су-27./ Фото: topwar.ru

Shenyang J-11, копия Су-27./ Фото: topwar.ru


В 1988 году между Китаем и Советским Союзом начались переговоры о предоставлении советских истребителей. На тот момент в Поднебесной не могли похвастаться собственными разработками, но страна нуждалась в современной авиации для защиты собственных границ. Со стороны СССР изначально собирались продать МиГ-29, но китайская стороны была категорически против и потребовала новейшие на тот момент Су-27. Впоследствии, уже после распада Советского Союза, Россия дала разрешение на производство истребителей уже по месту, в Китае.

Истребитель Shenyang J-11./ Фото: airwar.ru

Истребитель Shenyang J-11./ Фото: airwar.ru


Производством занялась компания Shenyang Aircraft Corporation, причём изначально сборка велась исключительно из российских комплектующих. Поскольку Китай приобрёл лицензию на выпуск истребителя, планер со временем стали собирать из деталей местного производства. Это позволило сократить себестоимость и упростить логистику, а в 2004 году SAC полностью переключилась на местные детали и электронные подсистемы.

Shenyang J-11./ Фото: wpristav.su

Shenyang J-11./ Фото: wpristav.su


Ещё в 2002 году Китай стал постепенно отказываться от использования российских комплектующих и начал разработку истребителя J-11B, основанного на собственных узлах деталях. Правда, заняло это немало времени. Постепенно были интегрированы радар, электрическая система, гидравлическая система, система управления полётом и прочие, а сложнее всего было с двигателем. Лишь в 2014 году на истребитель J-11B установили реактивный двигатель собственной разработки.

До сих пор Су-27 считается одним из лучших истребителей в мире и по-прежнему состоит на вооружении в России.


Обратите внимание:







5296
18.08.2023 14:05
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё