Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Разное    




До Второй Мировой войны какого-либо принципа в названии советских автомобилей не существовало. Спустя несколько лет в СССР сумели придумать единую систему названий для машин. Как же она действовала?


Многие люди, которые сильно не интересуются автомобилями, представляют выбор названий машин, как какую-нибудь лотерею. В ней организаторы вытаскивают бочонок и там уже есть название, например ВАЗ-2101 или АЗЛК-2141. Но это было совсем не так, у определенных названий была своя созданная система. В этой системе был определенный цифровой код, который скрывал под собой основные параметры и характеристики автомобиля.

Так выглядит советский ВАЗ-2101 / Фото: magspace.ru

Так выглядит советский ВАЗ-2101 / Фото: magspace.ru


Как только начиналось активное развитие советского автомобилестроения, то никто много и не думал о том, зачем вводить строгие правила нумерации машин. В это время существовали только две марки автомобилей — ГАЗ М1 и ЯС-1. Помимо них были еще несколько «единичек», но они были не так сильно распространены. Предприятие при производстве автомобилей просто ставило понравившееся им название. Такой момент приводил к тому, что намечался большой хаос среди названий и нужно было срочно менять это.

Уже в 1945 году применяются активные меры по систематизации названий. Как только закончилась широкомасштабная война, от советского руководства поступает поручение. Высокопоставленные чиновники дают установку Межзаводскому бюро технической документации заняться этим вопросом. Главным и ответственным за это назначают Самуила Абрамовича Челова. В это время он работал на должности заместителя начальника и инженера ГАЗа. Челов активно берется за работу и разрабатывает простейшую трехзначную систему.

Желтый ВАЗ-2101 / Фото: novostiifakty.mediasole.ru

Желтый ВАЗ-2101 / Фото: novostiifakty.mediasole.ru


Исходя из нее, каждому советскому автомобильному заводу присваивался свой оригинальный номер. Горьковский завод обладал цифрами от 1 до 99. ЗИЛ продолжая цифры дальше от 100 до 199. Остальные заводы поменьше получили числовые значение от 5 до 50, зависело насколько крупное у них было производство.

ГАЗ, являющийся известным советским автомобильным заводом, имел особый подход к нумерации своих моделей. Их нумерация расходиласб от стандартных практик других советских производителей.В то время как большинство компаний следовали системе последовательной нумерации, ГАЗ работал по-разному. Они старались придерживатьься своих внутренних стандартов и иногда даже отклонялись от принятых отраслевых норм.

Советский грузовик ЯАЗ-200 / Фото: imghub.ru

Советский грузовик ЯАЗ-200 / Фото: imghub.ru


Одним из заметных аспектов нумерации модели ГАЗа была ее адаптивность при передаче производства между фабриками. Когда модель перемещалась с одного завода на другое, ее числовое обозначение часто оставалось неизменным. Меняли в основном только букву. Это помогало отразить новое местоположение автомобиля. Например, переход грузовиков ЯАЗ-200 и ЯАЗ-205 в Минск привел к тому, что они были переименованы в МАЗ-200 и МАЗ-205 соответственно.

Но в 1966 году знаменитый советский завод принял решение об пересмотре своей оригинальной  системы нумерации. Катализатором этого изменения стал тот самый Челов, связанный с Центральным исследовательским институтом топливного оборудования. Его  инновационное предложение которого привело к разработке нового отраслевого стандарта: ГОСТ 025 270-66. Этот стандарт, который возник изнутри завода, с тех пор стал широко признанным. Даже до сих пор продолжает использоваться в современной России.

ЯАЗ-200 в современном варианте / Фото: imghub.ru

ЯАЗ-200 в современном варианте / Фото: imghub.ru


Пересмотренная система нумерации, введенная ГАЗ, отличалась своей  повышенной информативностью и удобством практически  для всех производителей. Преимуществ у этой системы было довольно много, но даже в этом случае, не все компании в отрасли полностью приняли этот новый стандарт.

Первая цифра, которая была в нумерации указывала на класс транспорта. Он зависел от массы и объема двигателя. 1 — это особо малый класс, 2 — малый класс, 3 — средний класс, 4 — большой класс, 5 — высший класс. Для грузовиков была немного иная система, у них на первом месте стояла их масса. У автобусов на первом месте стояла из длина.

Вторая цифра в индексе указывала на тип транспортного средства. 1 — легковушка, 2 — автобус, 3 — грузовик, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — автоцистерна, 7 — фургон.

Советский москвич 2141 / Фото: stranabolgariya.ru

Советский москвич 2141 / Фото: stranabolgariya.ru


Следующая третья и четвертая цифры указывали на фабричное число модели. Пятая цифра могла указывать на различную модификацию этой модели. Шестую использовали для того, чтобы пометить экспортные виды транспортных средств.

ВАЗ-21063, созданный на Волжском заводе / Фото: drive2.ru

ВАЗ-21063, созданный на Волжском заводе / Фото: drive2.ru


Если например взять ВАЗ-21063, то расшифровав цифры, можно понять производителя и многое другое. Он был произведен на Волжском автомобильном заводе. У него был малый класс двигателя и машина имела пассажирское кресло. Автомобиль был шестой модели и имел третью модификацию. Челов придумал отличную систему распознавания автомобилей и присваивания им различных названий. Она довольно проста и легка в восприятии.

На Novate.ru также есть интересный материал про то, какие шины можно купить в России после ухода зарубежных брендов.


Обратите внимание:







2548
18.04.2024 13:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё

  • Надежные грузовики, переехавшие из ГДР в СССР 20.04.2024 0
  • «Газгены»: автомобили, работающие на дровах и шишках 6.04.2024 0
  • Поджигание покрышек в СССР: простое развлечение или полезный лайфхак 7.03.2024 0