Как участок Краснополянского шоссе получил прозвище «Пронеси, Господи», и почему дорога была закрыта
На отечественных просторах есть немало трудных для проезда дорог, которые запоминаются, пожалуй, каждому, кто по ним хотя бы раз проедет. Но вот один такой путь, который много лет являлся частью Краснополянского шоссе, в народе прозвали не иначе как «Пронеси, Господи». А все из-за своей опасности, несмотря на которую, он активно эксплуатировался на протяжении больше ста лет. Правда, совсем недавно дорогу закрыли, однако она не стала от этого менее популярной у любителей экстремального туризма.
Опасная, но очень живописная дорога. /Фото: arch-sochi.ru
Строительство шоссе до Красной поляны было начато в 1897 году. Оно должно было заменить конную дорогу, которая была единственным путем от побережья до селения Красная Поляна, однако она была доступна только по шесть месяцев в году из-за трудного ландшафта и погодных условий.
Сохранившиеся изображения процесса строительства шоссе. /Фото: dni-i-nochi-v-sochi.ru
Возведение нового пути было поручено горному инженеру Василию Константиновичу Константинову. Последовало два года тяжелейшей работы в малоподходящих для прокладки шоссе условиях, которые не обошлись и без трагических эпизодов. К тому же, в конце позапрошлого столетия технологии, которыми располагал Константинов и его специалисты, были довольно примитивными. Однако все эти трудности не помешали в конечном итоге создать уникальную дорогу, которую и сегодня называют настоящим инженерным шедевром.
Строительство было тяжелым, но оно стоило того. /Фото: yaplakal.com
Однако и после окончания возведения эта дорога доставляла проблемы: по воспоминаниям очевидцев, в первые десятилетия его существования его регулярно ремонтировали на разных участках. В советский период шоссе старались модернизировать, однако в столь трудных условиях получалось это с трудом. Путь был опасным, но захватывающим, отчего получил с легкой руки местных жителей говорящее прозвище «Пронеси, Господи».
Даже защитные навесы не давали максимальную безопасность при проезде. /Фото: funsochi.ru
Дополнительную проблему составляли постоянное падение мелких и средних камней на крыши проезжающих по дороге машин. Именно поэтому рейсовые автобусы оснащали специальными защитными сетками, чтобы куски скальной породы не повреждали транспорт. Тем не менее, сложные условия позволили построить достаточно широкую дорогу для того, чтобы два автомобиля могли без труда разъехаться, а один, при отсутствии другого, имел возможность объехать, к примеру, осыпавшиеся на дорогу груды камней.
Рейсовый автобус с защитной сеткой на крыше, 2004 год. /Фото: kubtransport.info
Понимая опасность отрезка «Пронеси, Господи», власти искали выход: они выпрямляли и расширяли шоссе, строили другие переправы, используя более современные технологии. Особенно актуальным этот вопрос встал, когда Сочи был выбран для проведения Олимпийских игр 2014 года. Поэтому, когда в 2005 году был открыт трёхкилометровый тоннель перед селом Кепша, участок Краснополянского шоссе с говорящим прозвищем был закрыт.
Современный вид закрытого участка шоссе. /Фото: funsochi.ru
Сегодня туда стараются не пускать посетителей из-за ненадлежащего состояния шоссе и постоянной опасности падения камней сверху. Однако находятся энтузиасты и любители экстремального туризма, которые на велосипедах решаются преодолеть трудный, но очень живописный путь.
В дополнение к теме: Зачем китайцы построили рекордно длинную трассу посреди пустыни