Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0



Военные машины имеют свою специфику и всегда приспосабливаются к конкретным условиям ведения боя. Так, перспективный сочленённый танк UDES XX 20 разработки шведских специалистов должен был продемонстрировать отличную проходимость и манёвренность, но нерешаемые технические проблемы не позволили начать его серийное производство.

От трактора к броневикам

Тягач Weiss-Pavesi Р4.100. / Фото: kolesa.ru

Тягач Weiss-Pavesi Р4.100. / Фото: kolesa.ru


Сама идея шарнирно-сочленённой машины появилась ещё в начале XX века, когда в 1911 году компания Olmstead Four Wheel Pull выпустила полноприводный трактор, состоящий из двух связанных частей. Мысль была до гениальности простой: за счёт полного привода увеличить тяговое усилие на мягких почвах, а при помощи шарнирного сочленения повысить манёвренность. Машина получилась настолько интересной, что ею сразу же заинтересовались военные. Армия нуждалась в транспорте, который мог бы легко преодолевать узкие горные дороги и не застревать при этом. Построенные на сочленённом шасси машины успешно использовались в горах, но оказались совершенно бесполезными в обычных условиях.

Тягач Weiss-Pavesi Р4.100. / Фото: kolesa.ru

Тягач Weiss-Pavesi Р4.100. / Фото: kolesa.ru


Тем не менее перспективную идею не забыли, разработкой подобных машин занимались многие страны, но хоть какого-то успеха добились лишь несколько, в том числе Швеция. Перед шведскими конструкторами поставили неординарную задачу: построить экспериментальный танк UDES XX 20, способный маневрировать в ограниченном пространстве и преодолевать серьёзные преграды. На основе проекта, начатого в 1977 году, планировалось создать принципиально новую бронетехнику для армии.

Экспериментальный танк с двойной тележкой

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: war-book.ru

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: war-book.ru


С самого начала шведские конструкторы решили использовать полноприводное шасси и схожие по своей конструкции корпуса передней и задней секции. Наполнение секций различалось кардинально. В передней части первой секции располагалась трансмиссия, за ней – отсек для экипажа, а на корме находилось артиллерийское орудие. Во второй секции поставили силовую установку, основную часть трансмиссии и гидравлику.

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: naked-science.ru

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: naked-science.ru


Танк приводился в действие при помощи Detroit Diesel 8VA-71TA, дизельного двигателя мощностью 600 лошадиных сил, от него же работали гидравлические системы. Для настолько уникальной машины трансмиссию пришлось изобретать заново. Часть мощности передавалась к передней тележке при помощи карданного вала, все гусеницы были ведущими.

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: war-book.ru

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: war-book.ru


Для соединения обеих тележек использовался шарнир специальной конструкции. Он позволял танку изгибаться в двух плоскостях и преодолевать таким образом различные препятствия. К тому же имелась возможность управлять углом наклона при помощи системы гидравлических цилиндров: переднюю часть можно было приподнять и заставить танк вскарабкаться на препятствие. Таким же образом осуществлялось маневрирование, танк UDES XX 20 просто изгибался под нужным углом.

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: topwar.ru

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: topwar.ru


Автомат заряжания и боеукладку предполагалось разместить в задней секции, но целый ряд технических сложностей не позволил это сделать. Поэтому первый образец, оснащённый 120-миллиметровой пушкой, заряжался вручную. Как показали проведённые в 1982 году испытания, танк UDES XX 20 отлично справлялся с отдачей благодаря эффективному дульному тормозу, мог маневрировать и хорошо чувствовал себя на бездорожье. Препятствия в виде рвов и деревьев он тоже преодолевал без труда.

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: topwar.ru

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: topwar.ru


Следующие два года конструкторы провели, пытаясь усовершенствовать и доработать танк, но столкнулись с серьёзными проблемами. Они так и не смогли установить заряжающий автомат на задней тележке, а на передней для него попросту не хватало места. Даже при условии его наличия танку пришлось бы возвращать орудие в начальное положение для зарядки, а это намного снижало скорость стрельбы. Ещё одна сложность заключалась в возможных повреждениях: если система сочленения и гидравлический привод выйдут из строя, это сразу же превратит танк в практически неподвижную мишень, совершенно неспособную к любым манёврам.

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: topwar.ru

Шарнирно-сочленённый танк UDES XX 20. / Фото: topwar.ru


Несмотря на продемонстрированные в ходе испытаний отличные результаты и признание эффективности на потенциальном поле боя, количество технических проблем перевесило возможную пользу. Танк UDES XX 20 всё ещё нуждался в серьёзной доработке, но уже было ясно, что его производство и эксплуатация окажутся чрезвычайно сложными и дорогими. В 1984 году было принято решение отказаться от дальнейшей реализации проекта и от всех разработок, связанных с использованием шарнирно-сочленённого шасси. Танк остался в единственном экземпляре и на текущий момент находится в Armemuseum, стокгольмском музее армии.

У серийных танков тоже есть масса нерешённых технических проблем, в том числе и у «Абрамса», состоящего на вооружении у Соединённых Штатов.


Обратите внимание:







2558
16.04.2023 18:38
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё