Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Американский высотный разведчик U-2 – самый долгоживущий самолёт в мире. Он до сих пор находится в эксплуатации и приносит много пользы, но он сильно устарел, и в Штатах предлагают заменить его на более современную альтернативу, чтобы эффективнее шпионить за Россией. Правда, современные технологии оказались менее полезными, чем разработки полувековой давности.


Global Hawk

Беспилотник Global Hawk RQ-4./ Фото: dzen.ru

Беспилотник Global Hawk RQ-4./ Фото: dzen.ru


Один из самых безопасных способов получения разведданных – воздушная разведка. С её помощью можно получить немало полезной информации о противнике, например, расположение военных объектов, аэродромов, количество и тип самолётов, расположение войск и их степень готовности и многое другое. Делается это при помощи мощной оптики, способной прочитать название в газете с высоты в три десятка километров. Правда, в современном мире используются не только оптические, но и электронные средства наблюдения. При помощи антенн, радаров и датчиков перехватываются радиосигналы военной связи и беспроводные линии доступа в интернет, находятся источники теплового излучения и собирается масса другой информации, которая представляет для недружественных стран огромную ценность. Всё это умеет делать тяжёлый беспилотник Global Hawk RQ-4.

Перед запуском./ Фото: pinterest.com

Перед запуском./ Фото: pinterest.com


Фактически Global Hawk представляет собой летающую платформу для установки разнообразной разведывательной техники, которая умеет работать на большом расстоянии. Этот беспилотник оказывается очень полезным, даже если он по какой-то причине не может летать непосредственно над разведываемой территорией. Вполне достаточно, если расстояние до интересующей точки будет составлять до 200 километров. При этом летающий разведчик может долго находиться в воздухе, и за это время он может «просканировать» около 140 тысяч квадратных километров, а минимальный квадрат для съёмки составляет 2х2 километра.

В передней части находятся радары./ Фото: youtube.com

В передней части находятся радары./ Фото: youtube.com


Известно, что Global Hawk RQ-4 может нести на себе до трёх разведывательных модулей с разнообразным оборудованием, которое может работать в любых погодных условиях и в любое время суток. Причём всё оборудование легко можно задействовать одновременно. К примеру, можно вести съёмку инфракрасной и дневной камерами, а также собирать информацию с радаров. Всё это сохраняется в бортовой системе хранения данных, а потом пакетами через несколько систем связи передаётся на пульт оператору. Также на борту имеется собственная система навигации, а сам беспилотник управляется через военные и разведывательные информационные системы.

Global Hawk RQ-4./ Фото: belta.by

Global Hawk RQ-4./ Фото: belta.by


Этот беспилотник уже был выбран в качестве основного разведывательного средства, в чём немало помогли его возможности. Им даже пытались заменить самолёт U-2, но, как оказалось, возможности старенького самолёта ещё далеко не исчерпаны.

U-2 Dragon Lady

Высотный самолёт U-2 Dragon Lady./ Фото: topwar.ru

Высотный самолёт U-2 Dragon Lady./ Фото: topwar.ru


Ближе к концу 2010-х годов в Соединённых Штатах всерьёз задумались о необходимости замены своего бессменного воздушного разведчика – высотного самолёта U-2 Dragon Lady. Фактически этому разведчику давно было пора на пенсию. За 70 с лишним лет он был выпущен всего лишь в 86 экземплярах, причём его постоянно модернизировали, а количество модификаций превысило полтора десятка, включая учебные самолёты. Несмотря на это, модернизационный потенциал за прошедшее время был исчерпан, и вполне закономерно, что военные и ЦРУ обратили своё внимание на более современные технологии. В частности, они захотели использовать вместо U-2 тяжёлый беспилотник Global Hawk RQ-4. Они оснащаются аналогичной техникой, поэтому они похожи между собой в своих возможностях, но при этом RQ-4 имеет более современную конструкцию и полностью интегрируется в военно-разведывательную цифровую инфраструктуру.

У разведчика огромный размах крыльев./ Фото: rg.ru

У разведчика огромный размах крыльев./ Фото: rg.ru


Изначально U-2 Dragon Lady проектировался как высотный разведывательный самолёт, способный подниматься на высоту до 21 тысячи метров. Настолько большая по сравнению с другими самолётами высота должна была гарантировать безопасность от системы противовоздушной обороны Советского Союза, ведь разведка должна была вестись прямо над его территорией. Также военные надеялись, что самолёт вообще не будет виден с земли для советских радиолокационных станций. Отсюда и проистекает его форма и конструкция: при длине всего 15-19 метров (в зависимости от модификации) размах его крыла составляет от 24 до 31 метра.

РЛС находится в носовой части./ Фото: tsargrad.tv

РЛС находится в носовой части./ Фото: tsargrad.tv


При этом конструкторы очень постарались увеличить грузоподъёмность и дальность полёта. Так, в последних модификациях самолёт мог поднять в воздух более 11 тонн груза, включая топливо, а дальность полёта составляла 9600 километров. Конструкторам удалось подобрать правильный баланс между грузоподъёмностью и дальностью полёта, ведь на самолёт планировали установить многочисленное разведывательное оборудование. Это и стало определяющим в дальнейшей судьбе разведывательного самолёта. Хоть претендовавший на его место беспилотник Global Hawk и имел в два раза большую автономность, на него было невозможно смонтировать столько разведывательной техники. В итоге более перспективный беспилотник отставили в сторону и продолжили использовать старенький самолёт, нуждающийся в замене. Было решено поддерживать их в рабочем состоянии и продолжать использовать по прямому назначению.

Немного преимуществ и недостатков

Пилот в скафандре./ Фото: getarchive.net

Пилот в скафандре./ Фото: getarchive.net


В силу своих особенностей, более современный беспилотник Global Hawk RQ-4 имеет куда большие перспективы, в то время как эксплуатация высотного самолёта U-2 Dragon Lady связана с серьёзными трудностями. Одна из самых главных проблем самолёта – это непосредственно пилот, а точнее, наполовину астронавт, поскольку полёт происходит на очень большой высоте, и без предварительной подготовки человек просто погибнет от кессонной болезни. Поэтому разведывательная миссия (или просто учебный полёт) предваряется целым комплексом процедур в барокамере, а к самолёту пилот доставляется в скафандре и дышит специальной газовой смесью.

Вид из кабины U-2 Dragon Lady./ Фото: youtube.com

Вид из кабины U-2 Dragon Lady./ Фото: youtube.com


Тем не менее вместе с пакетом модернизации самолёт U-2 Dragon Lady получил мощные двигатели, благодаря которым имеет солидную грузоподъёмность. То есть он может нести на себе серьёзный набор оборудования, тоже современного, установленного во время модернизации. Огромным преимуществом самолёта по сравнению с беспилотником является наличие комплекса радиоэлектронной защиты, что предотвращает возможность взлома и перехвата управления. Помимо всего прочего, самолёт оснащается высокоточной радиолокационной станцией, способной определять подвижные и неподвижные наземные цели и работать в любых условиях.

U-2 Dragon Lady./ Фото: maximonline.ru

U-2 Dragon Lady./ Фото: maximonline.ru


Согласно имеющимся данным из различных источников, архаичный высотный самолёт, построенный больше 70 лет назад, ещё долго будет состоять на вооружении. Главная же тому причина – более совершенное оборудование, установленное во время последней модернизации. Оно лучше, чем у беспилотника, и позволит самолёту оставаться в строю ещё некоторое время.

Впрочем, это не самый удивительный самолёт в истории, а современные истребители сильно выделяются на общем фоне по своим возможностям и оснащению. Яркий тому пример – российский Су-57 пятого поколения.


Обратите внимание:







202
сегодня 13:51
В закладки
Версия для печати