Чуть больше двух десятков лет прошло с тех самых пор, как знаменитый ГАЗ-66 «Шишига» был снят с конвейерного производства. Несмотря на неприятное обстоятельство, многие грузовики данной модели все еще остаются в строю и активно используются. Можно с уверенностью сказать, что именно «Шишига» стала высшей точкой развития советской конструкторской мысли в области проектирования грузовиков с повышенной проходимостью. Вспомним же наиболее занимательные и интересные факты о легендарном 66-ом.
1. Народное название
В честь нечистой силы. |Фото: zavodfoto.livejournal.com.
Официально автомобиль называется ГАЗ-66, хотя еще в 1960-е годы к машине прилипло другое народное название. Грузовик ласково прозвали «Шишига». Выбрали такую кличку машине с одной стороны от созвучия с «шестьдесят шесть», а с другой стороны о произнесение индекса «66» созвучно с названием нечистой силы в русском фольклоре. Шишига или шишок – это нечистый дух, живущий в самых разных местах. Например, лесная шишига также известна в народе как леший.
2. Возраст и качество
Очень старый автомобиль. |Фото: yaplakal.com.
«На в этом кузове еще все политбюро вывезут на кладбище!» - именно так можно было бы адаптировать старый советский анекдот про «хрупкие плечи» в отношении данного грузовика. Подумать только: ГАЗ-66 появился на свет в 1964 году, пережил войну в Афганистане, распад Советского Союза, «лихие 90-е» и продолжает использоваться по сей день. В 1960-е годы машина удостоилась золотой медали на выставке сельскохозяйственной техники в Москве, а потом еще одно золотой медали на выставке в Лейпциге. Кроме того, «Шишига» стала первым отечественным автомобилем, который получил государственный «Знак качества».
3. «За ВДВ!»
Идеальный грузовик для десанта. |Фото: m.fishki.net.
С самого начала ГАЗ-66 позиционировался как грузовой автомобиль повышенной проходимости для езды в том числе по пересеченной местности в нагруженном состоянии. Для этого машина оснащалась 4.3-литровым бензиновым силовым агрегатом V8, который был к тому же оборудован предпусковым обогревателем. У грузовика имелся подключаемый полный привод с понижающей передачей. Рабочая грузоподъемность «Шишиги» - 2 тонны. Самой интересной деталью стало то, что идеальная «развесовка» конструкции авто по осям сделало ГАЗ-66 идеальным выбором для Воздушно-десантных войск. Грузовик мог приземляться на все четыре колеса без выдерживания крена.
4. «К призыву не годен»
Машина не для войны. |Фото: avto-nomer.ru.
В первую очередь «Шишига» создавалась для народного хозяйства СССР, однако использовался грузовик и армией. Правда, уже в годы войны в Афганистане выяснилась крайне неприятная деталь. Из-за своих размеров, грузовик оказался «слишком тесным», как для людей в кузове, так и для людей в кабине. В мирное время подобное не являлось серьезной проблемой. Другое дело на войне. По этой причине небезопасные в вопросе подрыва на мине «Шишиги» стали активно выводить из Афгана еще в самом начале кампании.
5. Модернизационный потенциал
Десятки модификаций. |Фото: gruzovikpress.ru.
«Шишига» была выпущена в СССР в десятках модификаций. Например, были модели ГАЗ-66 с бортовой платформой, централизованной системой регулирования давления в колесах (как у военных грузовиков), лебедкой. Была весьма специфическая модификация с полностью экранированным электрооборудованием. Кроме того, существовало несколько моделей с более мощными двигателями и повышенной до 2.3-тонн грузоподъемностью.
6. Лидер экспорта
Знают во всем мире. ¦Фото: YouTube.
«Шишига» поставлялась абсолютно во все страны социалистического лагеря, а также в десятки других, вполне капиталистических государств. Чаще всего ГАЗ-66 покупали для работы в умеренном или жарком климате. С последним у «Шишиги» были крайне непростые отношения. Экспортные модификации для таких стран оборудовались специальной кабиной, ведь в оригинальном авто тепло от машины активно валило в салон.
7. Экспериментальная машина
Поле для творчества. |Фото: avto-nomer.ru.
Наконец, нельзя не вспомнить о том, что ГАЗ-66 долгое время оставался для советских инженеров одной из самых любимых платформ для экспериментов. Главным образом на «Шишиге» ставили опыты по увеличению проходимости и повышению общего внедорожного потенциала грузовиков. Хотя эксперименты шли с переменным успехом, были у них и яркие плоды. Например, ГАЗ-66Б – был «Шишигой», которую удалось пересадить на гусеничный ход.
Если хочется узнать еще больше интересного о том, то читайте почему в последнем советском гусеничном грузовике ЗИС-42 были не нужны тормоза.