Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



В интернете присутствует два ошибочных диаметрально противоположных и при этом глубоко укоренившихся мнения об автопилоте самолета. Первое – авиалайнеры вообще не используют автоматику при взлете или посадке. Второе – современные авиалайнеры только и делают, что летают на автоматике, а пилоты при этом только в носу весь полет ковыряются. На самом деле каждое из подобных утверждений ложно, но только отчасти. Но прежде из одной только вредности стоит «беспощадно» ударить по патриотическим чувства граждан. Дело в том, что советский «Буран» был не первым летательным аппаратом, севшим на автопилоте.


Буран не первым летал на автопилоте. |Фото: livejournal.com.

Буран не первым летал на автопилоте. |Фото: livejournal.com.


Советский «Энергия-Буран» действительно попал в Книгу рекордов Гиннеса, однако не за посадку на автопилоте, как ошибочно думают некоторые. Достижение советского космического корабля в 1988 году было еще более внушительным: «Буран» совершил полностью автоматический космический полет с последующим приземлением без экипажа на борту. Т.е. он был первым автоматическим космическим кораблем, но не первым автоматическим летательным аппаратом. Лавры последнего еще в 1947 году взял американский военно-транспортный самолет Douglas C-54 Skymaster. Уже тогда машина смогла совершить полностью автоматический перелет.

Первый автоматический полет еще в 1947 году. |Фото: pinterest.com.

Первый автоматический полет еще в 1947 году. |Фото: pinterest.com.


И если кто-то не догадался, пример с Douglas C-54 Skymaster нужен был не для того, чтобы кого-то там задеть. А для того, чтобы проиллюстрировать главное: уже в 1940-е годы автоматический взлет, полет и посадка самолета не были чем-то невероятным. Не являются чем-то невероятным они и сегодня. Однако, при этом было бы ошибкой думать, что когда речь идет не об испытаниях или рекордах, пилоты на борту ничего не делают. Что в пассажирской, что в транспортной авиации автопилот нужен для облечения работы экипажа. Автоматика снимает с плеч летчиков самую рутинную часть работы, что особенно важно на дальних рейсах. Однако, автопилот все равно нуждается в постоянном контроле и регулярной корректировке.

Ковыряться в носу не получится. |Фото: goldenageofgaia.com.

Ковыряться в носу не получится. |Фото: goldenageofgaia.com.


Совершить посадку на автопилоте современный пассажирский авиалайнер действительно может. Однако, в большинстве случаев экипаж предпочитает работать руками и не доверять процесс посадки автоматике. Почему? Все просто: хотя со времен 1940-х годов автопилоты шагнули далеко вперед, автоматическая посадка все еще очень жесткая. Это неприятно для экипажа, волнительно для пассажиров и вредно для самой машины. Поэтому к посадке на автопилоте летчики прибегают только в самом крайне случае, например, если на аэродром спустился сильнейший туман и полосы практически не видно. В этом случае работу передоверяют оборудованию, так как ему ничего «видеть» не надо, оно работает от сигналов.

Автоматике доверяют только в крайнем случае. |Фото: drikus.club.

Автоматике доверяют только в крайнем случае. |Фото: drikus.club.


Впрочем, даже когда посадка на автопилоте была бы полезна, прибегнуть к ней можно далеко не всегда. Дело в том, что для подобных «трюков» и самолет, и аэропорт иметь соответствующее оборудование и системы. Последний, в частности, должен поддерживать курсо-глиссадную систему «ILS Cat I». Вот только есть такая далеко не во всех аэропортах. Примерно в 20% крупных аэропортов планеты ее нет до сих пор, так что в этих местах можно садиться только вручную. Есть и другой нюанс, исключающий возможность посадки на автопилоте – это сухость полосы и ограничения по боковому ветру.

Ничто не заменит человека. ¦Фото: tr.pinterest.com.

Ничто не заменит человека. ¦Фото: tr.pinterest.com.


Садиться на влажную полосу на автопилоте – запрещено. Более того, даже если полоса сухая, но скорость бокового ветра превышает 20 узлов, то доверять работу автопилоту из соображений безопасности также запрещено. Ну, и использовать автопилот можно только в тех случаях, когда самолет совершает нормальный полот. Если на борту есть проблемы, то посадка будет осуществляться исключительно в ручном режиме. Возможно, в будущем техника в летном деле шагнет еще дальше, однако пока опыт, интуицию и решительность человека никакая автоматика на постоянной основе заменить не может.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему советский «Буран» совершил всего один единственный полет.


Обратите внимание:







3695
14.01.2023 18:04
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё