В последние годы все больше растет интерес к Арктике со стороны самых разных стран. Регион рассматривается как транспортная артерия, область научных исследований, место добычи углеводородов и как направление для туризма. Однако в замерзающих акваториях судоходство невозможно без специальных кораблей, разбивающих ледяные препятствия. И они должны быть очень мощными, чтобы взламывать массивные льды. В подборке Novate.ru 8 впечатляющих ледоколов, используемых разными странами.
1. Mackinaw (WLBB-30)
Ледокол Mackinaw. /Фото: external-preview.redd.it
Ледокол Mackinaw входит в состав флота береговой охраны США. Это судно длиной 73 м построено специально для работы на Великих озерах Северной Америки и приступило к службе в 2006 году. Mackinaw может непрерывно проходить сквозь пресноводный лед толщиной до 0,8 м со скоростью 5,5 км/час или 0,36 м со скоростью 18,5 км/час. Он также способен сломать гладкий сплошной лед толщиной до 1,1 м посредством трамбовки, наползая и продавливая своим весом.
Судно иногда путают с ледоколом, имеющим такое же название – Mackinaw (WAGB-83), который называли «Королевой Великих озер». Одноименный корабль списан со службы в 2006 году и переоборудован под музей.
2. Polarstern
Ледокол Polarstern. /Фото: meereisportal.de
Ледокол принадлежит немецкому институту AWI и предназначен для проведения научных изысканий в Арктике и Антарктиде. Корабль имеет длину 118 м и способен прорезать 1,5-метровые льды. У судна солидный рабочий стаж – его ввели в эксплуатацию в 1982 году. Его лицензия действительна до 2027 года, после этого ветеран уже вряд ли сможет выйти в холодные воды, тем более что расходы на техническое обслуживание значительно возросли. Немецкое правительство планирует в 2021 году провести тендер на постройку преемника. Ожидается, что Polarstern II будет заложен на верфи в 2022 г. и введен в эксплуатацию в 2026 г.
3. Louis S. St-Laurent
Ледокол Louis S. St-Laurent. /Фото: maritimemag.com
Судно относится к классу тяжелых ледоколов и названо в честь двенадцатого премьер-министра Канады. Длина корабля составляет почти 120 метров, это крупнейший ледокол флота Страны кленового листа. Судно введено в строй в далеком 1969 году, а в 1988-1993 гг. прошло обширную модернизацию, в ходе которой получило новейшее навигационное оснащение и силовое оборудование. Тем не менее преклонный возраст корабля заставляет власти думать о преемнике. Планируется, что его сменит ледокол John G. Diefenbaker (назван в честь 13-го премьер-министра Канады, длина 150 м), но правительство страны пока не может определиться с выбором верфи для строительства судна.
4. Polar Star
Ледокол Polar Star во льдах Антарктики. /Фото: topwar.ru
Корабль Polar Star – тяжелый ледокол флота береговой охраны США. Его длина 122 м, и он уже не новичок в борьбе со льдами. Судно приступило к работе в 1976 году, а в 2012 прошло капитальный ремонт, продливший срок службы. Корабль служит научно-исследовательской платформой, а также выполняет миссии по обеспечению антарктической станции Мак-Мердо продуктами, топливом и прочими запасами.
В настоящий момент это единственный тяжелый ледокол, способный работать, который есть у США. Второй ледокол аналогичного класса Polar Sea не эксплуатируется с 2010 года из-за отказа 5 из 6 основных дизельных двигателей. Ремонт оказался слишком дорогим и теперь судно служит донором запчастей для Polar Star.
5. «Виктор Черномырдин»
Ледокол «Виктор Черномырдин». /Фото: cruisemapper.com
Судно пополнило российский ледокольный флот в ноябре 2020 года. Длина корабля 142.4 м – это самый большой и самый мощный ледокол в мире с дизель-электрическим двигателем. Он способен непрерывно двигаться во льдах толщиной до 2 м, и «прорубать» дорогу в пластах до 3 м.
Первоначально планировалось, что «Виктор Черномырдин» будет сопровождать суда по Северному морскому пути. Однако пока корабль строился, концепция поменялась и для проводки арктических конвоев приоритет получили более мощные атомные ледоколы. «Виктор Черномырдин» решили использовать в водах Балтики.
6. «50 лет Победы»
Атомный ледокол «50 лет Победы». /Фото: cruisemapper.com
Судно «50 лет Победы» – атомный ледокол второго поколения типа «Арктика» (не следует путать с одноименным проектом 22220 (ЛК-60Я)). Его длина почти 160 метров, эксплуатируется с 2007 года. Согласно техническим характеристикам, судно способно, не останавливаясь, проходить ровные пласты льда толщиной до 3 м. Но на деле такие ровные участки бывают редко, а в торосах толщина значительно выше и может достигать от 5 до 20 м. Однако ледокол не пасует перед такими препятствиями. Просто преодолевает их, не разрезая на ходу, а ударяя корпусом. Прочная и надежная конструкция судна позволяет это делать.
Познавательный факт от Novate.ru: Ледоколы традиционно считаются одним из самых сложных типов судов в кораблестроении. Особенно атомоходы, работающие на двигателях с ядерными реакторами. В этом сегменте лидирует РФ – и по разработкам, и по наличию кораблей. Россия располагает самым многочисленным и мощным объединением ледокольных судов, и на данный момент единственная владеет атомным ледокольным флотом.
7. «Арктика»
Атомный ледокол «Арктика». /Фото: cheaz.ru
Этот корабль – головное судно серии атомных ледоколов проекта 22220 (ЛК-60Я). Его длина составляет 173.3 м, на воду он спущен в 2016 году, а в эксплуатацию введен в октябре 2020 года. Одна из особенностей судна – двухосадочная конструкция, делающая его универсальным. При пустых балластных емкостях глубина погружения ледокола небольшая и он способен работать в руслах рек. При заборе воды в цистерны осадка значительно увеличивается и судно может водить караваны судов в арктических водах, проламывая океанские льды толщиной до 3 метров и пробивая участки с торосами свыше 5 м.
На данный момент «Арктика» считается самым мощным ледоколом среди существующих. Энергетическая установка судна создана с учетом последних тенденций атомной энергетики и не имеет аналогов в мире.
8. «Урал»
Атомный ледокол «Урал» спускают на воду. /Фото: static.themoscowtimes.com
«Урал» – третье судно проекта 22220. Его длина 173.3 м, он спущен на воду в 2019 году. Корабль так же, как и «Арктика», имеет двухосадочную конструкцию и способен прорезать путь сквозь льды толщиной до 3 метров и пробиваться сквозь более мощные торосы. В настоящее время «Урал» проходит швартовные испытания, ввод в эксплуатацию ожидается в конце 2022 года.
Познавательный факт от Novate.ru: В рамках проекта 22220 запланировано построить пять атомоходов. Второе судно серии под названием «Сибирь» спустили на воду в 2017 году, а ввод в эксплуатацию намечен на конец 2021 года. Четвертый и пятый ледоколы – «Якутия» и «Чукотка» заложили в 2020 году, а к работе они приступят, ориентировочно, в 2026 году.
К слову, современные суда поистине громадны. Титаник по сравнению с некоторыми из них выглядит небольшой шлюпкой.