Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Советский Т-35 — худший танк в истории и учебное пособие для Германии




В истории военной техники есть уникальные машины, чья реальная служба не имеет ничего общего с их грозным видом. Советский тяжёлый танк Т-35 — отличный пример. Этот исполин с пятью башнями был звездой довоенных парадов на Красной площади и живым воплощением мощи Красной Армии. Вот только его боевой путь в 1941 году оказался коротким и бесславным: почти все танки были потеряны из-за поломок, так и не вступив в серьёзный бой. Но история Т-35 на этом не закончилась, а самая неожиданная её часть была написана уже противником.


1. Сухопутный линкор

Танк Т-35

Танк Т-35


В 1930-е годы военные теоретики во всём мире увлекались идеей сухопутного броненосца — огромного, многобашенного танка, способного самостоятельно прорывать укреплённые линии обороны. Советский Союз стремился не отставать в гонке вооружений, а потому создал свою собственную разработку — тяжёлый танк Т-35. Это была не рядовая бронемашина, он относился к классу «танков качественного усиления». Его роль в наступлении была впечатляющей: он должен был двигаться в голове атаки и подавлять огнём десятки целей одновременно, расстреливая пулемётные гнёзда, артиллерийские орудия и пехоту.

Танк для парадов

Танк для парадов


Конструкторы попытались воплотить эту идею буквально. Т-35 получил пять боевых башен, расположенных в два яруса. Главная, центральная башня, вооружалась 76-миллиметровой пушкой для борьбы с укреплениями. Две поменьше, с 45-миллиметровыми пушками, могли вести огонь вперёд и вбок, а ещё две пулемётные башни прикрывали заднюю полусферу. Управлять этим артиллерийским комплексом должен был экипаж из 10–11 человек. К концу производства лобовая броня танка была доведена до 50 миллиметров, что для середины 1930-х считалось серьёзной защитой.

Сами военные танк считали бесполезным

Сами военные танк считали бесполезным


Вот только за грозной внешностью скрывались огромные проблемы, а самая главная из них — управление. В бою командир танка физически не мог координировать огонь разбросанных по корпусу башен, механик-водитель с трудом справлялся с тяжёлой и неповоротливой машиной, а работавшие на пределе ходовая часть с трансмиссией часто выходили из строя. При этом танк был очень тихоходным и потреблял огромное количество горючего. В итоге к началу войны Т-35 выполнял практически одну роль – демонстрировал на параде мощь Красной армии. В войсках же его рассматривали скорее как обременительную игрушку, а не технику для реального боя.

2. Бесславный конец парадного танка

На поле боя Т-35 не мог оказать никакого сопротивления

На поле боя Т-35 не мог оказать никакого сопротивления


К июню 1941 года практически все исправные танки Т-35, всего около пятидесяти машин, находились в одной части — 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. Когда началась война, этим исполинам предстояло во время хаотичного отступления попытаться просто добраться до своих, а не прорывать вражескую оборону. Их гибель была быстрой и негероической. Неприспособленные к длительным маршам, сложные в управлении Т-35 начали массово выходить из строя прямо на дорогах. У них глохли двигатели, ломались трансмиссии и рвались гусеницы. При нехватке запчастей, тягачей и под постоянными ударами немецкой авиации ремонтировать их было нечем и некогда. Экипажам чаще всего приходилось лишь констатировать полную небоеспособность машины, забирать вооружение и подрывать свой танк, чтобы он не достался врагу.

Все танки были потеряны

Все танки были потеряны


Короткие бои с участием этих танков, конечно, были. Некоторые Т-35 вставали в засады или прикрывали отход частей, но такие случаи были редкими исключениями. Большая часть парадных танков была потеряна не от вражеских снарядов, а по техническим причинам. Они превратились в груды металла на дорогах Западной Украины. За несколько недель Т-35 как класс перестал существовать. Он наглядно показал громадный разрыв между довоенной парадной техникой и суровой реальностью маневренной войны.

3. Т-35 в роли немецкого учебного пособия

Танки изучали и учились на них

Танки изучали и учились на них


В это время немецкие войска стремительно наступали и находили среди брошенной советской техники эти необычные пятибашенные танки. Несколько относительно целых экземпляров Т-35 быстро превратились в трофеи, но использовать их по прямому назначению в качестве боевых танков вермахт даже не собирался. Немецкие специалисты быстро оценили все те же недостатки: сложность, ненадёжность и полную тактическую непригодность для блицкрига. Вместо фронта трофейные Т-35 отправились в глубокий тыл, где началась их вторая, совершенно неожиданная жизнь. Один из привезённых танков привели в порядок, отремонтировали и превратили его в наглядное пособие для немецких танковых школ. Курсанты, будущие командиры и механики Панцерваффе изучали на примере реального советского танка компоновку, устройство бронекорпуса и слабые места потенциальных целей. Для них это был действительно бесценный опыт.

Это был последний танк в своём роде

Это был последний танк в своём роде


Другой экземпляр, вполне вероятно что тот же самый после учебной карьеры, закончил свой путь на знаменитом германском испытательном полигоне в Куммерсдорфе. Здесь его окончательно превратили в стационарную мишень для стрельб. По неподвижному огромному танку отрабатывали стрельбу артиллеристы и, по некоторым свидетельствам, даже расчёты зенитных орудий Flak, которые тренировались поражать крупные бронированные цели. История оказалась очень ироничной: советский танк, созданный для наступления на Германию, в итоге активно использовался для обучения немецких солдат.

4. Уроки истории

После Т-35 концепцию танков изменили

После Т-35 концепцию танков изменили


История Т-35 поставила жирную точку в целой эпохе танкостроения. Его показательный провал стал отличным примером несостоятельности многобашенных неповоротливых крепостей на изменившемся поле боя, где нужны были массовые танки с повышенной мобильностью. На их смену пришла совершенно другая концепция, на основе которой впоследствии и построили легендарный Т-34. Ему уже достались наклонное бронирование, мощная пушка и высокая подвижность.

Танк Т-35

Танк Т-35


Правда, монструозный Т-35 нельзя считать полной ошибкой и провалом. Для советской промышленности конца 20-х — начала 30-х годов его разработка была бесценной школой. Конструкторы и инженеры получили колоссальный опыт в проектировании тяжёлых машин, в сварке толстой брони и в создании сложных трансмиссий. Многие из этих наработок впоследствии использовали во время создания более продуманных и технологичных тяжёлых танков, таких как КВ-1. Кроме того, Т-35 неожиданно оказался весьма полезен для продвижения идей партии. На текущий момент единственный в мире подлинный Т-35, который кропотливо восстановили буквально по винтику, стоит в парке «Патриот». Он выполняет роль своеобразного памятника инженерной мысли. Пусть и тупиковой, но грандиозной в своей сути.

Ещё интересное с нашего канала:

Для чего на подводных лодках применяется свет красного цвета



Разработка и совершенствование танков продолжается до сих пор, хоть некоторые и сомневаются в целесообразности их использования. К тому же в последнее время наметилось новое направление в их развитии. Теперь вместо модернизации танковых пушек и усиления бронирования акцент делается на современном электронном оснащении, компьютеризации и системах связи. Даже Китай задумался о создании новой тяжёлой бронетехники и начал создание современного высокотехнологичного танка.

Обратите внимание:

0
165
Версия для печати