Советский и российский сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 производился с 1978 по 1993 год и используется по сей день. При первом взгляде на машину в глаза сразу же бросается два здоровенных квадратных воздухозаборника. Большинство людей привыкло к тому, что в самолетах все должно быть «круглым» и гладким для лучшей обтекаемости. Зачем же тогда советской машине понадобились воздухозаборники острой прямоугольной формы?
На самом деле не только у него такие. |Фото: aviaforum.ru.
Если внимательно пересмотреть фотографии в первую очередь военной авиации, то можно заметить, что «квадратные» воздухозаборники отнюдь не являются какой-то особенностью исключительно отечественного Ту-22М3. У советского МиГ-29 они точно такие же внешне, пускай, и расположены в другом месте на фюзеляже. А еще и у какого-нибудь Ту-160. И даже у американского F-15 Eagle воздухозаборники имеют прямоугольную форму на входе. Другими словами список из отечественных и иностранных машин с подобной конструкцией можно продолжать еще очень долго.
Британский Торнадо. |Фото: wallpaper.mob.org.
Воздухозаборник в технике – это такой элемент конструкции машины, который служит для забора окружающего воздуха (вот ведь неожиданность!) с целью его дальнейшей подачи к внутренним узлам, агрегатам и системам. В разных машинах воздух из воздухозаборников используется для одной или нескольких целей: качестве теплоносителя, окислителя топлива, для создания запаса сжатого воздуха и т.д. Сверхзвуковой воздухозаборник – это особенная категория авиационных воздухозаборников, спроектированных для работы на скоростях выше скорости звука. Они в свою очередь подразделяются на несколько подвидов, отличающихся друг от друга принципом организации устройств, регулирующих пропускную способность воздухозаборника.
Американский Оренл. |Фото: w-dog.ru.
Дело в том, что при движении на сверхзвуковых скоростях воздух, попадающий в воздухозаборник, нужно затормозить, чтобы он не разрушил фюзеляж, не повредит компрессор и не снижал аэродинамических свойств самолета. Также на разных скоростях двигатель самолета нуждается в разном количестве приточного воздуха, поэтому лишний приходится отсекать от попадания в воздухозаборник. Все это делается при помощи электрогидравлических автоматов, которые могут иметь разную форму: клина – как у МиГ-25, конуса – как у МиГ-21 или вертикальную – как у Ту-22М2.
Внутри воздухозаборника - двигающаяся дверца. Сейчас поднята. |Фото: drikus.club.
Собственно форма воздухозаборника напрямую зависит от принципа устройства электрогидравлического автомата. Внутри «квадратного» воздухозаборника обычно находится опускающаяся и поднимающаяся «дверца», регулирующая поток воздуха. В воздухозаборниках круглой формы применяются подвижные клинья, как у старых реактивных самолетов. Кроме того, прямая форма позволяет провоцировать «эффект кинжала» и бороться с пограничным слоем, который снижает аэродинамические свойства летательного аппарата, делая его менее управляемым.
Вместо дверцы может быть сетка или движущийся конус. ¦Фото: wikimedia.org.
Круглые воздухозаборники считаются менее эффективными и более сложными, поэтому у большинства военных самолетов они «квадратные». Впрочем, на самых современных машинах все чаще используют DSI-воздухозаборники, изобретенные американской компанией Lockheed Martin в 1990-е годы. Данное оборудование является представителем нового поколения воздухозаборников и имеет принципиально другое устройств в сравнении с круглыми, полукруглыми и прямоугольными.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему у одних самолётов носы острые, а у других - закругленные.