Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Куда исчез палубный истребитель Як-141, который мог взлетать вертикально




В советском самолётостроении было много интересных и необычных проектов, но большая часть из них либо остались на бумаге, либо добрались только до стадии прототипа. К таким относится и палубный истребитель Як-141, который создавался для советского флота в конце холодной войны и имел отличительную черту, вертикальный взлёт и посадку. Это должен был быть компактный истребитель, способный развивать сверхзвуковую скорость, но из-за кучи технических проблем и недооценки ситуации очередной проект в итоге забросили.


Правопреемник Як-38

Палубный Як-38.

Палубный Як-38.


С появлением палубного штурмовика Як-38 все надеялись чуть ли не на революцию, но получилось всё «как всегда». Небольшой радиус действия, большой расход топлива и слишком маленькая грузоподъёмность сильно снижали эффективность самолёта. Тем не менее идея с вертикальным взлётом и посадкой себя не изжила, и дальнейшие работы поручили ОКБ Яковлева. С учётом уже известных проблем задача была почти невыполнимой. Требовалось совместить в одном самолёте взлёт с ограниченной площадки, манёвренность на малых скоростях и характеристики сверхзвукового перехватчика. Подобные самолёты имели стратегическое значение, поскольку для них не требовалась специальная палубная техника, а вместо неё можно было использовать укороченную взлётную полосу на палубе.

Эскиз Як-141.

Эскиз Як-141.


Як-141 был готов к концу 1980-х годов и своими характеристиками произвёл впечатление даже на опытных специалистов. Он развивал скорость более 1800 километров в час, что делало его единственным сверхзвуковым истребителем вертикального взлёта того времени. Его вооружили ракетами «воздух-воздух» средней и ближней дальности, бомбами и управляемым вооружением. Правда, только при горизонтальном взлёте его боевая нагрузка достигала четырёх тонн, а с вертикальным взлётом она была не больше тонны. Самолёт даже поставил несколько рекордов, такие как высота полёта и скорость набора высоты. Его потолок составлял около 15 километров, а набор тысячи метров занимал считанные секунды. Эти показатели до сих пор производят впечатление.

На испытательном стенде.

На испытательном стенде.


При этом Як-141 получил современные по тем временам системы управления. Особое же внимание уделялось компоновке, а поворотное сопло маршевого двигателя позволяло плавно переходить от вертикального взлёта к горизонтальному полёту. Было очень важно, что самолёт мог оторваться от палубы почти вертикально, а через несколько десятков секунд разогнаться до сверхзвука. Флот с появлением Як-141 получал компактный и мощный сверхзвуковой самолёт, который совмещал в себе функции перехватчика и истребителя, и не требовал размещения на авианосцах с катапультами. На бумаге всё это смотрелось очень хорошо и даже подтверждалось испытаниями. По крайней мере, частично.

Сильные стороны и перспективы

Для своего времени самолёт был уникальным.

Для своего времени самолёт был уникальным.


Як-141 воспринимали как перспективный самолёт, а главным его достоинством была универсальность: он мог базироваться не только на тяжёлых авианосцах, но и на кораблях меньшего водоизмещения, где классическим истребителям места просто не хватало. Для флота это был большим подарком, поскольку корабли с обычной палубой превращались в своеобразные мини-авианосцы. Для запуска самолёта не нужна была катапульта, которые в Советском Союзе попросту не выпускались. При полной загрузке он мог взлетать с коротким разбегом, экономя топливо, а в ограниченном пространстве мог использовать вертикальный режим. Як-141 задумывался универсальным самолётом. Предполагалось, что он сможет прикрывать флот от ударов с воздуха от ударов авиации, перехватывать цели на средних дальностях и наносить удары по наземным объектам, а сверхзвуковая скорость должна была увеличить его эффективность. Самые же большие оптимисты надеялись с его помощью добиться преимущества на море на фоне других стран.

Недостатки и проблемы эксплуатации

Конструкция имела много недостатков.

Конструкция имела много недостатков.


Испытания действительно подтвердили интересные возможности Як-141, но самолёт оказался с сюрпризом и имел много недостатков, а самое интересное, что немалая часть из них досталась самолёту по наследству ещё от Як-38. Первой проблемой была сама схема с подъёмными двигателями: они занимали ценное место в корпусе, утяжеляли самолёт и не использовались в полёте, превращаясь в своеобразный балласт. При вертикальном взлёте расход топлива возрастал настолько, что дальность полёта резко сокращалась, а значит, радиус боевого применения оказывался меньше, чем у обычных палубных истребителей.

Технические недостатки привели к крушению.

Технические недостатки привели к крушению.


Надёжность конструкции также вызывала вопросы. Сложная компоновка с поворотным соплом требовала ювелирной точности в управлении, а перегрев и вибрации становились постоянными спутниками испытателей. Именно по этим причинам во время одного из показательных полётов в 1991 году произошла авария: самолёт потерял устойчивость при посадке, загорелся и едва не взорвался прямо на палубе авианосца «Адмирал Горшков». Пилот спасся катапультированием, но явно продемонстрировал, насколько рискованным был проект.

Несмотря на недостатки, Як-141 имел впечатляющие характеристики.

Несмотря на недостатки, Як-141 имел впечатляющие характеристики.


Кроме того, обслуживание Як-141 требовало большого числа специалистов и сложной наземной инфраструктуры. Во время возможных боевых действий это наверняка превратилось бы в серьёзные трудности с обслуживанием и логистикой. Даже при взлёте с коротким разбегом нагрузка на двигатель была критической, и ресурс техники стремительно уменьшался. По сравнению с классическими палубными самолётами этот был более требовательным, а значит, и менее выгодным в долгосрочной эксплуатации.

Среди недостатков - перегрев и низкая надёжность.

Среди недостатков - перегрев и низкая надёжность.


Всё это стало очевидным уже на стадии испытаний. Сам по себе Як-141 безусловно впечатлял, но каждый его плюс сопровождался минусом, а то и не одним. Да, он мог взлетать вертикально, но ценой расхода топлива, сокращения боевой нагрузки и увеличения последующих технических проблем. Да, он был сверхзвуковым, но достигал этого с избыточно сложной схемой, требующей огромных усилий в обслуживании. В итоге самолёт оказался инженерным достижением, а не надёжной боевой единицей для флота.

Почему проект закрыли

От самолёта в итоге отказались.

От самолёта в итоге отказались.


К началу 1990-х годов работа над Як-141 подошла к решающему этапу. Хоть у конструкторов и получилось создать сверхзвуковой палубный истребитель, но у него оказалось слишком много технических проблем и недочётов, чтобы серьёзно говорить о запуске серийного производства или хотя бы о создании мелкой серии. Самолёт был довольно дорогим, а с учётом постоянного обслуживания цена намного возрастала. К тому же строить Як-141 было фактически не за что, поскольку финансирование военных проектов сильно сократили, да и подобный самолёт оказался никому не нужен. Ведь Россия оказалась без кораблей, которые могли бы эти самолёты нести, и довести их до ума не было никакой возможности.

Палубный Як-141.

Палубный Як-141.


В итоге проект закрыли, а самолёт так и остался противоречивым наследием. С одной стороны, Як-141 можно было с полным правом назвать вершиной в этом направлении самолётостроения, да и технические достижения игнорировать было нельзя. С другой же, именно сочетание технической сложности и тяжёлого момента в истории лишило его будущего.

Ещё интересное с нашего канала:

Почему католические священники носят белый воротничок



Ещё одним истребителем с вертикальным взлётом и посадкой является американский F-35. Его считают самым современным боевым самолётом в мире за счёт многочисленных компьютеризированных систем, но он имеет многочисленные недостатки, которые в том числе не позволяют его считать «настоящим» пятым поколением.

Обратите внимание:

0
2172
Версия для печати