Советская гражданская архитектура только на первый взгляд кажется засильем типовой застройки. Однако на самом деле это не совсем так: на территории бывшего СССР можно найти немало примеров необычных градостроительных экспериментов, результатом которых стали весьма занимательные сооружения. Причём довольно многие из них остались в единственном экземпляре, что делает их уникальными. Приличное количество таких домов и в Москве, а ярким примером может послужить «дом авиаторов», который зачем-то поставили на сорок опорных «ножек».
Один из самых трививальных домов советской эпохи. /Фото: fishki.net
На самом деле у этого дома, который был построен в 1978 году на Беговой улице Москвы, было несколько названий - «дом-осьминог», «избушка на курьих ножках» и, собственно, «дом авиаторов». Последнее имя было связано с тем, что большая часть квартир была выделена для сотрудников авиационного завода. Однако главное его достопримечательностью всё-таки является его интересная конструкция - сооружение как будто стоит на сорока ножках.
Московский дом-сороконожка. /Фото: factroom.ru
На самом деле дома такого вида впервые появились на территории Европы с лёгкой руки известного архитектора Ле Корбюзье. Именно ему принадлежит тренд, который с энтузиазмом переняли советские конструктивисты. Множество нетривиальных зданий стали периодически появляться в крупных городах СССР и были призваны символизировать эпоху советского «светлого будущего». Яркий пример такого необычного дома — это здание Наркомфина, расположенное на Новинском бульваре в Москве авторства архитекторов Игнатия Милиниса и Моисея Гинзбурга.
Здание Наркомфина - яркий пример нестандартной архитектуры СССР. /Фото: livejournal.com
А вот дом на Беговой, который по праву считается ярчайшим представителем данного нетривиального направления, был построен по проекту Андрея Меерсона. Интересно, что первоначально монументальное сооружение, по аналогии с круглыми домами Москвы, задумывалось как место жительства для гостей Олимпиады-80, однако, когда в конце семидесятых годов прошлого столетия строительные работы были завершены, то планы изменили, и жилплощади стали раздавать советским авиаторам.
Дом на заключительном этапе строительства, 1978 год. /Фото: pikabu.ru
На то время это сооружение можно было с уверенностью назвать суперсовременным, тем более что он был построен качественно и рационально. Например, положительно оценивается планировка квартир и высокие потолки, достигающие 2,8 метра. Однако главной особенностью детища архитектора Меерсона является тот факт, что он поднял дом на массивные опоры высотой в четыре этажа, а не один-два, как это делали ранее. Сами же опоры отличаются выраженными гранями и силуэтом, зауженным у основания и расширенным к верху. Такой вид делает их визуально «хрупкими», практически невесомыми.
Так выглядят опоры дома вблизи. /Фото: archi.ru
Одновременно с эти дом отличается хорошей устойчивостью и выглядит как монолитный блок на железобетонных «ножках». Кроме того, были использованы ряд интересных дизайнерских и инженерных решений, которые до сих пор делают «Дом авиаторов» объектом любопытства градостроителей. Например, на трёхсекционном фасаде сымитировали каменную кладку, а «точёные» опоры угловатой формы придают дому нарочито грубый экстерьер. Поэтому в среде архитекторов его часто причисляют к стилю «брутализма». На эту же идею работали, например, три необычные башенки, внутри которых расположены лестничные клетки.
Брутальные башенки дома авиаторов. /Фото: etovidel.net
Причин создания столь нетривиального архитектурного проекта несколько. Так, в жилых домах зачастую не пользуются популярностью первые этажи, а потому архитекторы нередко попросту «вычёркивали» их из проекта, придумывая альтернативы, одной из которых и оказались опоры. Второй причиной создания этого дома было первоначально другое расположение. Всё дело в том, что, согласно плану, такую многоэтажку на опорах должны были построить рядом с Химкинским водохранилищем у Водного стадиона, для обеспечения беспрепятственного доступа москвичей к водоёму. А когда строительство перенесли на Беговую улицу, то менять чертежи проекта не стали.
Вид на фасад в 2020 году. /Фото: wikipedia.org
Есть и другая версия: предполагалось, что «дом авиаторов» первоначально планировалось воздвигнуть как раз на Беговой улице, что означало непосредственную близость с загазованной Ленинградкой. А сооружение опор должно было обезопасить жителей нижних этажей от воздействия вредных выхлопов, да и воздух при такой конструкции дома свободно циркулировал. Третья версия связана с внешнеполитической ситуации конца семидесятых годов: мол, архитекторы за счёт необычных зданий должны были продемонстрировать иностранным гостям Олимпиады-80 техническую прогрессивность Советского Союза.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме градостроительства СССР: Зачем в советских домах делали сквозные подъезды