Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




После Первой мировой войны бронетехника в рядах военных инженеров обрела огромную популярность. Количество разработок по созданию танков не прекращалось. Причем далеко не всегда они представлялись конструкторам в традиционном для нас виде. Вот и в межвоенный период умы гениев военной инженерии захватила мысль спроектировать бронемашину в форме шара. Однако, несмотря на огромное количество проектов, ни один из них так и не был воплощен в жизнь.


Один из проектов шарообразной бронемашины - танк Лычева. /Фото: popmech.ru

Один из проектов шарообразной бронемашины - танк Лычева. /Фото: popmech.ru

Опыт Первой мировой показал, что и у бронеавтомобилей, и у полноценных танков есть свои недостатки - первые обладали недостаточной проходимостью, а вторые, хоть и были лучше в этом плане, все же нередко сдавали позиции перед окопами и рвами и могли быстро ездить по ровной дороге. Кроме того, немало проблем доставляли гусеницы.

Для разработчиков того времени одним из возможных путей решения данных проблем стала разработка проектов по созданию шарообразных танков. Первопрохожцами в этом деле стали американцы. Так, один из запатентованных проектов самоходной круглой бронемашины оказался на обложке журнала Популярная наука. И хотя ту разработку так и не воплотили в жизнь, само по себе изображение танка-шара заинтересовало многих, в том числе и советских инженеров.
Обложка журнала Популярная наука, 1935 год. /Фото: Pinterest.com

Обложка журнала Популярная наука, 1935 год. /Фото: Pinterest.com


Советские разработчики с энтузиазмом взялись за создание шаротанка, ведь его конструкция потенциально имела ряд преимуществ по сравнению с обычными модификациями. Так, бронемашина круглой формы имела большую проходимость и была способна преодолевать водные преграды благодаря своей плавучести. Кроме того, все те же круглые бока увеличивали рикошет от брони.

Идея шаротанка приобрела большую популярность. /Фото: bronetecjnikamida.ru

Идея шаротанка приобрела большую популярность. /Фото: bronetecjnikamida.ru

Особенно остро проблема создания нового типа бронемашины встала в 1941 году, с началом Великой отечественной войны. Тогда было придумано буквально десятки проектов шаротанка, многие из которых были сложновыполнимыми, однако некоторые все же казались довольно перспективными. Так, одной из самых оригинальных идей была представлена инженерами Швалевым и Щербуком, которые разработали прыгающий танк-амфибию, который, согласно их задумке, должен был не только погружаться под воду, но и взлетать на короткий промежуток времени.

Шарлтанк-амфибия. /Фото: static.diary.ru

Шарлтанк-амфибия. /Фото: static.diary.ru

Другим многообещающим проектом был Истребитель танков СИГ, автором которого выступил инженер Гальперин. Среди других разработок эта отличалась проработанностью конструкции и вооружения. Пожалуй, единственным недостатком его задумки было то, что экипаж предусматривался в количестве всего одного человека, который должен был одновременно выступать и водителем, и механиком, и артиллеристом.

Истребитель танков СИГ инженера Гальперина. /Фото: worldoftanks.ru

Истребитель танков СИГ инженера Гальперина. /Фото: worldoftanks.ru

Проектов было много, но из-за недостаточной проработанности или эффективности шарообразной бронемашины все они так и не были воплощены в жизнь, а войну успешно помощи выиграть танки традиционной конструкции. Однако окончательно сама идея создания такого типа бронетехники, что удивительно, все ещё живёт. Ведь в разработке сразу нескольких отечественных конструкторских бюро есть проекты, похожие на советские шаротанки. И, кто знает, может быть не так много времени осталось до того момента, когда круглобокие бронированные машины начнут бороздить просторы военных полигонов.

Хочешь узнать, кому удалось построить шаротанк и какими были другие проекты странных бронемашин? Тогда читай: Шаротанк и летающая бронетарелка: 7 самых необычных бронемашин


Обратите внимание:







17239
10.12.2019 11:56
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё