Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Одиозная «мотолыга» состоит на вооружении вот уже больше 60 лет, и время от времени предприятия в инициативном порядке предлагают военным проекты для её замены. По разным причинам до сих пор не был принят ни один, а не так давно, в рамках форума «Армия-2024», Нижегородский завод транспортно-технических машин предложил собственный вариант старого МТ-ЛБ под названием ТТМб-5904.


Даже если и устарел

Санитарный МТ-ЛБ./ Фото: drive2.ru

Санитарный МТ-ЛБ./ Фото: drive2.ru


Тягач МТ-ЛБ создавался ещё в первой половине 1960-х годов, когда военным потребовался транспорт для перевозки личного состава и разнообразных грузов. При этом большое внимание уделялось проходимости, поскольку транспортёр должен был заниматься «извозом» в жутких полевых условиях, где о дорогах никто и никогда не слышал. Его активно использовали в советское время, в том числе и во время Афганской войны, а лет через десять после развала Советского Союза бронемашина должна была уйти в историю как окончательно изжившая свой ресурс, но всё получилось по-другому. Уж слишком хорошо продемонстрировала себя эта техника на поле боя, да и в армейских закромах её было очень много. Тягач-транспортёр выпускался массово, и жалко было пускать на ветер такие ресурсы, тем более что по своим возможностям он вполне устраивал военных. В итоге на заводе «Муромтепловоз» устроили «мотолыге» капитальный ремонт, где-то заменили двигательную установку, где-то установили дополнительное вооружение и получили много новых и полезных модификаций.

МТ-ЛБ с боевым модулем./ Фото: pinimg.com

МТ-ЛБ с боевым модулем./ Фото: pinimg.com


На текущий момент «мотолыга» активно используется в боевых действиях и показала себя как незаменимая техника, несмотря на свои недостатки. Конечно, её конструкция устарела, причём достаточно сильно, но это не делает бронемашину менее полезной. Тем не менее если у какого-нибудь производителя найдётся подходящая замена, Министерство обороны наверняка тщательно её рассмотрит и примет в качестве альтернативы. Конечно, если новая техника будет отвечать всем условиям, и это как минимум не худшие возможности, а также не большая стоимость производства и эксплуатации. С последним будет сложно, поскольку МТ-ЛБ – простая, очень ремонтопригодная и довольно дешёвая техника. Насколько соответствует этим критериям ТТМб-5904, неизвестно.

Новый кандидат

Транспортёр ТТМб-5904./ Фото: topwar.ru

Транспортёр ТТМб-5904./ Фото: topwar.ru


Производитель, Нижегородский завод транспортно-технических машин, занимается разработкой и производством гусеничных вездеходов разной конструкции и назначения, работает он в этой сфере долго и обладает солидным опытом. На форуме «Армия-2024» предприятие совместно с компанией «Астейс» представило вездеход, построенный для использования в военных целях. По замыслу разработчиков, ТТМб-5904 должен взять на себя многочисленные функции, которые сейчас успешно выполняет МТ-ЛБ, включая транспортировку личного состава и грузов, эвакуацию раненых и техники, а также прикрытие боевых расчётов. По словам разработчиков, многоцелевой транспортёр построен на очень прочном и выносливом шасси, поэтому может нести на себе большую нагрузку, в том числе смонтированные на нём боевые модули вместе с боезапасом.

ТТМб-5904 сзади./ Фото: topwar.ru

ТТМб-5904 сзади./ Фото: topwar.ru


Сам многоцелевой транспортёр не был разработан с нуля, его построили на основе гражданского вездехода. Судя по всему, версии для военных досталось то же самое шасси, усиленное дополнительными элементами жесткости, на которое поставили легкобронированный корпус. Двигательную установку, скорее всего, тоже сделали новую, чтобы та смогла приводить в движение столь тяжёлый транспорт. Как заявил производитель, полный вес ТТМб-5904 составляет 11 тонн, а из них 6 тонн приходится на полезную нагрузку. Это гораздо лучше, чем у МТ-ЛБ, грузоподъёмность которого составляет 2,5 тонны. Этого удалось достичь за счёт более лёгкого и мощного двигателя современной конструкции мощностью 320 лошадиных сил. Он работает с механической или автоматической коробкой передач, а крутящий момент передаётся на передние ведущие катки. При этом от гражданской версии досталось шасси гусеничного типа, а на сами гусеницы для увеличения проходимости можно установить уширители.

Ходовая часть./ Фото: dzen.ru

Ходовая часть./ Фото: dzen.ru


Как утверждают разработчики, шасси ТТМб-5904 выдержит монтаж разнообразных боевых систем, которые сейчас устанавливаются на МТ-ЛБ. Скорость бронемашины с такой нагрузкой должна быть не меньше 50 км/ч по ровной дороге. Также она имеет неплохие ходовые качества, хоть она и прибавила пару тонн по сравнению с МТ-ЛБ. Одна из особенностей новой машины – это способность преодолевать водные препятствия. У неё нет водомётного движителя, а плывёт она за счёт движения гусениц.

ТТМб-5904./ Фото: dzen.ru

ТТМб-5904./ Фото: dzen.ru


Самое главное качество транспортёра ТТМб-5904 – это шасси, построенное с использованием уже имеющихся современных узлов и компонентов, выпускаемых на различных предприятиях. То есть он должен быть легче в эксплуатации, обслуживании и ремонте. При этом между старой и новой машиной есть определённое сходство, в том числе и конструктивное, что немаловажно для тех, кто привык использовать эту технику. Во время модификации базовой конструкции под другие нужды также возникнет меньше проблем. Что будет дальше с транспортёром ТТМб-5904, вряд ли кто-то сможет сейчас сказать. По своим характеристикам он явно превосходит «мотолыгу», но как к нему отнесутся военные, это уже совсем другой вопрос.

Транспортёр МТ-ЛБ нашёл применение не только у военных, но и на гражданке. Им с большим удовольствием пользуются рыбаки и охотники.


Обратите внимание:







1783
10.11.2024 19:31
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё