Советская история полна грандиозных объектов, в том числе в технике. Однако представить масштабный трактор довольно непросто, вот только он существовал. Речь идёт о модели С-60, также известной как «Сталинец», а его путь по дорогам и полям СССР, несомненно, представляет интерес. Вашему вниманию «пятёрка» занимательных фактов о самом внушительном советском тракторе.
1. О начале производства С-60
Модель 1929 Caterpillar Sixty - прототип советского трактора С-60. /Фото: wikipedia.org
История этого удивительного образца сельскохозяйственной техники берёт своё начало ровно 90 лет назад, в 1933 году. Тогда только закончили строительство Челябинского тракторного завода, а в качестве первой продукции как раз и взяли модель, вдохновлённую одним из тракторов американского производителя Caterpillar. Единственное, что пришлось полностью переработать, это систему измерения, ведь в США все габариты указывались в дюймах.
2. О габаритах «Сталинца»
По-настоящему эпичный трактор. /Фото: kolesa-uploads.ru
Современный человек не просто так наречёт данную советскую модель модным прилагательным «эпичный», а всё потому, что даже на сегодняшний день его габариты, мягко говоря, поражают. Одна только масса «Сталинца» впечатлит любого, потому что она в первых модификациях достигала 10 тонн. Впрочем, и другие показатели трактора также довольно примечательны, но в своём контрасте: по информации редакции novate.ru, объём двигателя составлял 18,45 литров, однако мощность достигала всего 60 л. с., а скорость развивалась максимум в 6 км/час.
3. О двигателе трактора
Такой огромный трактор потреблял слишком много топлива, и это решили поменять. /Фото: techinsider.ru
Интерес также представляет собой и двигатель, который использовался в С-60 первоначально. Так, его впору называть бензиновым, потому что он работал на лигроине. Вот только у него была немалая проблема - объёмы потребления этой силовой установки были уж слишком огромными. Именно тогда в Советском Союзе заговорили необходимости перехода на дизельные двигатели, ведь для них требовалось использование более дешёвой солярки.
4. О новой модификации «Сталинцев»
Модель «Сталинца» под индексом С-65. /Фото: uncle-vova.com
Новый виток в истории «Сталинцев» начался в 1937 году, когда специалисты Челябинского тракторного завода создали новую, дизельную модель двигателя под названием М-17. Само собой, что его решили поставить на столь крупный трактор, как С-60, вот только это повлекло за собой значительные изменения во всей конструкции. А всё потому, что вес новой силовой установки был значительно больше, чем предыдущего. Поэтому пришлось усилить ряд узлов, например, шасси. Результатом этих преобразований было увеличение общего веса модели на тонну и выход на рынок модификации С-65 - первого советского и одного из первых на планете дизельного трактора.
5. Об участии тракторов в Великой Отечественной войне
С-60 тащит артиллерию в годы Великой Отечественной войны. /Фото: techinsider.ru
Учитывая время выпуска этих тракторов, нет ничего удивительного в том, что события Великой Отечественной войны не обошли и «Сталинцев». Как только на территории СССР начались боевые действия, производство С-60 прекратили, а все уже собранные экземпляры перевели с работы в колхозах на службу в армии для транспортировки тяжелой артиллерии. И справлялся он с этой задачей отлично, потому что даже немцы, которые захватывали во время оккупации «Сталинцев» как трофеи, применяли его аналогичным образом.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме: К-700 «Кировец»: почему этот трактор считался не только мощным, но и весьма опасным