Экспериментальный грузовик ЗИЛ-132 с арочными колесами.
Полвека назад советский автопром выпускал вполне современные грузовики традиционной конструкции. Но если взглянуть на чертежи и фотографии экспериментальной техники тех лет, остается только удивляться. По заказу Министерства обороны собиралось множество единичных прототипов, в которых обыгрывались передовые технологии. Эта техника, зачастую выглядящая как монстромобили из боевика «Безумный Макс», должна была помочь СССР победить в Холодной войне.
ЗИС-Э134
ЗИС-Э134 Макет №3 был построен в 1956 году в единичном экземпляре. Эта экспериментальная тележка - настоящая лаборатория для исследования управляемости и проходимости многоосных грузовиков. Большие колеса были движителем как по грунту, так и на воде.
Экспериментальный внедорожник ЗИС-Э134 (Макет № 3).
ЗИС-Э134 преодолевает водную преграду.
ЗИЛ-157Р
К следующему, 1957 году, был построен пробный образец трехосного 2,5-тонного грузовика ЗИЛ-157Р. В отличие от базовых моделей с конвейера, изделие имело гидроусилитель руля, широкопрофильные или арочные шины и систему их подкачки. На нем тоже испытывали проходимость, управляемость, устойчивость.
Прототип ЗИС-157 в 1956 году.
ЗИЛ-157Р - внедорожный прототип гражданского грузовика.
2,5-тонный ЗИЛ-157 на арочных колесах.
ЗИЛ-136
Опытный снегоболотоход ЗИЛ-136 был построен и испытывался в 1957 году. Это машина оригинальной конструкции с тремя мостами и несущим кузовом. Кузов несущего типа был новинкой в то время, он изготовлен из нержавеющей стали и алюминия. Колеса передней и задней осей подруливались, а двигался автомобиль от 140-сильного мотора ЗИС-110. Использовались шины как традиционного типа, так и арочные. По воде машина двигалась за счет водометного движителя.
Экспериментальный ЗИЛ-136.
Снегоболотоход ЗИЛ-136 на арочных колесах.
ЗИЛ-132
Целая серия опытных грузовых моделей последовала вслед за новинкой 1960 года - ЗИЛ-132. Грузоподъемностью 4,5 тонны, эта машина была также трехосной, обеспечивая отличный ход по грязи и снегу. В качестве недостатков машины отмечалась маленькая жесткость шасси на скручивание, ненадежность ходовой части и раскачивание грузовика на больших скоростях.
4,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от модели ЗИЛ-131, 1960 год.
Экспериментальный трехосный ЗИЛ-132 на арочных колесах.
ЗИЛ-132 с автоматической коробкой передач и 24-дюймовыми шинами, 1961 год.
ЗИЛ-132П
Модель ЗИЛ-132П начали разрабатывать как амфибию, плавающую со скоростью до 5-7 км/ч благодаря установленному водомету. Плавучесть машине обеспечивал кузов, сделанный из алюминия и стеклопластика. Турбореактивный двигатель от самолета, установленный в кузове, помогал проходить особо сложные участки пути.
4-тонный грузовик-амфибия ЗИЛ-132П, 1969 год.
Амфибия ЗИЛ-132П.
ЗИЛ-132П со снятым тентом.
Водные испытания ЗИЛ-132П на Москва-реке.
Газотурбинный двигатель в кузове ЗИЛ-132П.
ЗИЛ-132Р/РВ
Мало кто знает, что автомобили КамАЗ были спроектированы на московском заводе ЗИЛ. Поэтому не стоит удивляться бескапотной кабине на моделях ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-132РВ. Они оснащались бензиновыми двигателями V8, а также множеством новаций по ходовой части и трансмиссии. Машина могла преодолевать крутые склоны до 30 градусов и форсировать водные переправы до 1,3 метра глубиной. Но, маневренность машины, как и предыдущих трехосных моделей, оставляла желать лучшего. А расход бензина двигателя ЗИЛ-130 составлял целых 78,4 литра на 100 км.
Экспериментальный 5-тонный тягач ЗИЛ-132Р в 1974 году.
ЗИЛ-132Р на снегу.
Проверка грузовика ЗИЛ-132Р на тяжело пересеченной местности.
Опытный 3-осный грузовик ЗИЛ-132РВ.
5-осная версия грузовика ЗИЛ-132РВ.
Машины из этого обзора так и не появились на дорогах Советского Союза. Каждая из них имела свои недостатки в отличие от 10 легендарных грузовиков СССР.