Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



На ж/д путях есть множество откровенно странных штуковин и устройств, назначение которых может быть неочевидно для людей, далеких от работы на железной дороге. Например, каждый хотя бы раз должен был видеть странные металлические планки, установленные поперёк рельс. Очевидно, что установлены они не для красоты. Зачем же они нужны?


Под подвижным составом не должно ничего торчать! |Фото: sdo-kaskor-aspt.ru.

Под подвижным составом не должно ничего торчать! |Фото: sdo-kaskor-aspt.ru.


Все устройства и приспособления, установленные на железной дороге, так или иначе выполняют какие-то функции. Иногда одни и те же функции может выполнять несколько разных устройств. При кажущейся простоте и надежности конструкции железная дорога – это достаточно хрупкая и уязвимая для повреждений система. Любой дефект железнодорожного полотна может закончиться аварией или катастрофой. К особенно уязвимым элементам железной дороги относятся переезды, переходы и стрелочные переводы.

Ж\д переезд с настилом. |Фото: golos-kubani.ru.

Ж\д переезд с настилом. |Фото: golos-kubani.ru.


В нормальных условиях нижний габарит железнодорожного состава находится достаточно высоко относительно полотна. Однако, если случится поломка в ходовой части, из конструкции вагона или поезда может начать торчать какая-нибудь металлическая штуковина. Нижний габарит состава будет нарушен и начнет представлять опасность для железнодорожного полотна. Если состав с нарушенным нижним габаритом проедет через ж/д переезд или стрелочный перевод, то он скорее всего повредит или настил переезда, или рельсы и механизмы стрелочного перевода. Последнее – особенно опасно, так как любая неисправность в таком месте может закончиться железнодорожной катастрофой.

Стрелочный перевод достаточно хрупкое устройство. |Фото: foto-ram.ru.

Стрелочный перевод достаточно хрупкое устройство. |Фото: foto-ram.ru.


Поэтому показатель нижнего габарита нуждается в постоянном контроле. Для этого используются два типа устройств. Первое: планка нижнего габарита – обычная деревянная планка, установленная между рельс и покрашенная «зеброй». Простейшее устройство, использующееся с незапамятных лет. Если планка ломается – нижний габарит проехавшего состава нарушается, а значит его нужно тормозить до прибытия на станцию/переезд/перевод. Рядом с деревянной планкой постоянно дежурит сотрудник железной дороги с рацией.

Планка нижнего габарита и сразу за ней примитивный деревянный отбойник. |Фото: estcore.ru.

Планка нижнего габарита и сразу за ней примитивный деревянный отбойник. |Фото: estcore.ru.


Есть и второй тип устройств: УКСПС или «Устройство контроля схода подвижного состава». По сути, это точно такая же планка нижнего габарита, только современная автоматизированная. УКСПС состоит из набора датчиков, перемычек и токопроводящих планок. Если планка повреждается, то передача электричества по ней нарушается и устройство передает соответствующий сигнал на пульт железнодорожного диспетчера. Большой плюс УКСПС в том, что рядом с ней не нужно держать дежурящего сотрудника. Минус УКСПС в том, что, как и любое другое электромеханическое устройство, сломаться оно может не только тогда, когда это нужно.

УКСПС - совранная, автоматизированная планка нижнего габарита. |Фото: dvizhenie24.ru.

УКСПС - совранная, автоматизированная планка нижнего габарита. |Фото: dvizhenie24.ru.


Помимо деревянной планки и УКСПС, для защиты переездов и мест стрелочного перевода от составов с нарушенным нижним габаритом также используется отбойный брус. Это массивная и крайне прочная железяка, которая является последним рубежом обороны. Если поврежденный состав все-таки проскочит планки и УКСПС, то отбойный брус должен принять удар торчащей детали на себя. Планки нижнего габарита и УКСПС устанавливают на подъездах к железнодорожным станциям, железнодорожным переездам, местам перевода стрелок. Отбойные бруски ставят непосредственно в начале перечисленного выше.

Металлический отбойный брус прямо перед стрелочным переводом. ¦Фото: bbnt.ru.

Металлический отбойный брус прямо перед стрелочным переводом. ¦Фото: bbnt.ru.


А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте о том, почему в бывших советских республиках колеса поездов стучат, а в странах Европы - нет.


Обратите внимание:







21257
9.04.2023 19:46
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё