Советский автопром частенько кажется многим несколько однотипным, ведь среди самых известных моделей того периода трудно найти что-то сильно выделяющееся из общей массы. Вот только такое мнение не совсем справедливо, ведь и в СССР было немало инженеров с фантазией и нестандартным подходом. И нередко результатом гения автоконструкторов являлись действительно необычные модели, которые, хоть и оставались порой на уровне прототипов, всё равно, бесспорно представляют интерес.
1. АЗЛК 2141 КР «Москвич»
Экспериментальный гоночный «Москвич». /Фото: pinterest.cl
Оказывается, советские автоконструкторы частенько пытались создать гоночные болиды. Ярким примером такого стремления, правда, оставшегося на уровне опытного прототипа, является АЗЛК 2141 КР «Москвич». Машину разрабатывали в качестве участника соревнований раллийной группы «B». Авторами советского гоночного автомобиля были конструкторы АЗЛК, работавшие на базе Управления конструкторских и экспериментальных работ. В истории модель известна наличием двигателя объемом 1995 см3, позволявшего выдавать 175 лошадиных сил, а также двух карбюраторов Weber.
2. ГАЗ-ГЛ1
Спорткар-рекордсмен. /Фото: gruzovikpress.ru
Ещё один спорткар от советского автопрома, который, к слову, отмечает в этому году 85-летний день рождения. Разрабатывали его, взяв за основу знаменитую модель ГАЗ-М1 на мощностях всё того же Горьковского Автомобильного Завода. ГАЗ-ГЛ1 известен, прежде всего, своими скоростными показателями: так, модель при прохождении километровой дистанции без проблем добралась до отметки в 147,84 км/час. Но на этом создатели спорткара не остановились: два года спустя за счёт установки форсированного двигателя от модели ГАЗ-11, дававшего сотню лошадиных сил, получилась новая модификация ГАЗ-ГЛ1, и этот апргейд позволил поставить полноценный скоростной рекорд на территории СССР — 161,78 км/час.
3. СМЗ-НАМИ-086 «Спутник»
Автомобиль для советских людей с ограниченными возможностями. /Фото: auto.rambler.ru
Не обходили своим вниманием советские автомобильные инженеры и потребности, как бы сегодня сказали, инклюзивных граждан. Образцом измышлений на эту тему стало создание мотоколяски СМЗ-НАМИ-086 «Спутник». Среди интересных конструкторских решений, которыми известна эта модель, стоит упомянуть силовую установку в виде двигателя воздушного охлаждения, который частично заимствовали от «Запорожца», автономное отопление и электромагнитное сцепление. Авторами мотоколяски стали специалисты Серпуховского мотоциклетного завода в сотрудничестве с НАМИ.
4. ВАЗ-2802
Опытный электромобиль из Тольятти. /Фото: wikipedia.org
Сегодня далеко не каждому известно, что целым рядом экспериментальных автомобильных концептов, придуманных в советский период может похвастаться Волжский автомобильный завод. Причём в этом перечне можно выделись даже отдельное направление - очень любили автоконструкторы из Тольятти создавать электромобили самых разных габаритов. Вот среди последних выделяется концепт, известный под индексом ВАЗ-2802, потому что в этом случае речь шла не о легковом автомобиле, а о грузовике сравнительно небольших размеров, назначение которое должно было определяться транспортировкой малого груза в крупных населённых пунктах.
5. КМЗ «КИЕВ»
Малоизвестный опытный лёгкий грузовик. /Фото: auto.24tv.ua
Ещё один советский экспериментальный грузовик, который имел назначение, аналогичное с предыдущим. Разработка этого концепта пришлась на 1959-1962 годы, причём авторами являлись специалисты, работавшие на Киевском мотоциклетном заводе. Стоит отметить, что модификаций концепта в итоге было создано несколько: например, первая модификация в качестве силовой установки получила двигатель от мотоцикла К-750, но несколько агрегатов были взяты из легковых автомобилей. В результате получился грузовик, среди достоинств которого выделяли отличные показатели по маневренности, а также довольно приятный, современный как для своего времени дизайн.
6. ЗИЛ-112/4
Экспериментальный спорткар с пластмассовым кузовом. /Фото: drive2.ru
Ещё один советский спорткар, созданный в 1957 году известен в истории экспериментального автопрома СССР под индексом ЗИЛ-112/4. Машину отличал интересный силуэт кузова, с ярко выраженной аэродинамической составляющей, а знатоки быстро распознали в нём форму, которая окажется в недалёком будущем у ещё одной машины того же производителя - ЗИЛ-112С. К слову, кузов стал результатом совместной работы инженеров ЗИЛ и специалистов Научно-Исследовательского Института Пластических Масс, то есть, речь идёт ещё и о необычном материале - использование полиэфирной смолы, по информации редакции novate.ru, позволило снизить вес кузова до впечатляющих 65 килограмм.
7. ЛЭТ
Мусоровоз на десятках аккумуляторов. /Фото: drive2.ru
Необычными в СССР оказались и экспериментальные мусоровозы. Яркий пример - аккумуляторная модель ЛЭТ, которую разработали на базе шасси от автомобиля ЗИС-5 с некоторыми изменениями. Разработкой данного концепта занимались сотрудники лаборатории электрической тяги, функционировавшей в Московском энергетическом институте - собственно, это и послужило источником названия модели. Интересно, что для питания мусоровоза потребовалось аж четыре десятка аккумуляторов, которые размещались в деревянных контейнерах и весили почти полторы тонны.
8. НАМИ-0290 «Апельсин-1»
Оказывается, спорткары советские инженеры и в качестве досуга разрабатывали. /Фото: wroom.ru
Казалось бы, экспериментальных спорткаров много в советской автомобильной истории осталось, но и среди них один выделяется своей необычной историей. Речь идёт о модели НАМИ-0290 «Апельсин-1», которые сотрудники НАМИ разработали не по заказу, а просто в качестве хобби во внерабочие часы в разгар перестроичных лет. Гоночный автомобиль частично базировали, как ни странно, на «Таврии», а вот силовая установка была взята у легендарной «шестёрки». К слову, «вкусное» название экспериментального спорткара - «Апельсин» - появилось не просто так, а было вдохновлено ярко-оранжевым оттенком, в который выкрасили опытный прототип.
9. Москвич 403Э-424Э Купе
Экспериментальный концепт спортивной машины. /Фото: drive2.ru
Очередная спортивная машина, кузов который был типа купе, была разработана больше семидесяти лет назад. Причём этот экспериментальный болид создавали на основе другого, также экспериментального концепта- МЗМА «403Э-423Э». Всего было собрано два опытных образца, которые отличались силовыми установками. А вот скоростные характеристики у обоих экземпляров были довольно неплохими - по данным редакции novate.ru, обладая общим весом в 850 килограмм, модель могла разогнаться до 123 км/час.
10. ЛАЗ 698 Карпати-1
Один из самых перспективных автобусов, который, увы не реализовали. /Фото: laz-legend.ru
Не оставили без своего внимания советские автоконструкторы-экспериментаторы и общественный транспорт. Например, группа инженеров, работавших на Львовском автобусном заводе в сотрудничестве с уже известным НАМИ шестьдесят с лишним лет назад задумали разработать новый автобус для осуществления междугородних рейсов, который отличался бы полутороэтажной компоновкой. Модель, по мнению знатоков, была очень перспективной, а особенно это касалось вопроса комфорта пассажиров - одно использование сидений самолётного типа чего стоят. Кроме того, в автобусе предусматривалось размещение буфета санузла и гардероба. Однако этот экспериментальный порыв также остался в единственном опытном экземпляре.
11. ЯАЗ 210Е Троллейвоз ХТТУ Опытный
Попытка создать новую модификацию спецтехники. /Фото: pinterest.com
Уж если легковушки да спорткары были популярной площадкой для эксперимента, то спецтранспорту впору ею быть и подавно. Ярким примером создания специфической техники являлась модель грузового троллейбусе, или попросту троллейвоза, оставшийся в истории советского автопрома под не самым коротким названием ЯАЗ 210Е Троллейвоз ХТТУ Опытный. Автоконструкторам Ярославского Автомобильного Завода в разработке помогали специалисты, работавшие в Институте горного дела АН УССР, а также в тресте «Союзнеруд», потому что модель предполагалось использовать в рудоуправлении. Правда, и этот концепт при всех усилиях большого количества людей дальше опытного прототипа не пошёл.
Интересное видео с нашего канала:
Хочешь узнать больше о ещё одной экспериментальной модели, носившей одну из самых знаменитых автомобильных кличек в СССР? Тогда читай: Какими фишками могла похвастаться малолитражная «Чайка», которых не было у «большой»