Разработка новых вооружений не останавливалась в Советском Союзе ни на день. Известный принцип о том, что тот, кто не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую, в Советском Союзе усвоили за XX век быть может лучше других. Денег на армию и разработку вооружений не жалели. К сожалению, многие из действительно интересных и передовых проектов в 1980-е и 1990-е годы похоронил последовавший распад страны.
1. Подлодки «Пиранья»
Подлодка для спецвойск. /Фото: pinterest.com.
В 1990 году в состав Балтийского флота поступило две крошечные субмарины проекта 865 «Пиранья». Эти подлодки не могли запускать ракеты, способные стереть с лица земли целую страну. Зато они могли практически незаметно проникать в воды противника и осуществлять высадку диверсионных подразделений: пловцов-аквалангистов со специальным снаряжением.
При этом вооружение у подлодок все-таки было: четыре торпеды калибра 400-мм. «Пираньи» могли погружаться на глубину до 200 метров, развивать скорость хода (под водой) до 4 узлов и проходить при полной заправке до 1 800 км в надводном и 480 км в подводном режимах. Одну из 865-ых многие соотечественники видели в комедийном фильме «Особенности национальной рыбалки». В 1998 году за «ненадобностью» обе субмарины отправили на металл.
2. Гаубицы ПАТ-Б
Гаубица, которая так и не выстрелила. /Фото: guns.ru.
Гаубицы 2А61 ПАТ-Б были разрабатывались в 1980-х годах в качестве возможного ответа на начавшийся переход артиллерии НАТО на калибр 155-мм. Разработка нового орудия была отнюдь не праздным интересом: стоявшие на вооружении в тот момент 122-мм гаубицы Д-30 начали ощутимо проигрывать в огневой мощи и эффективности огня новым американским разработкам. В 1991 году ПАТ-Б даже успели принять на вооружение, однако производство орудий остановилось на тираже всего в несколько экземпляров.
Сегодня часто попадается мнение, что ПАТ-Б мягко говоря «звезд с неба не хватала». Отчасти подобные утверждения верны. Однако, при этом не стоит забывать о том, что в сравнении с Д-30 при сопоставимой дальности огня 2А61 все-таки обладала большей огневой мощью. Не говоря о том, что новый 152-мм снаряд открывал новые горизонты в развитии боеприпасов.
3. РСЗО «Прима»
Первая попытка улучшить Град. /Фото: hdpic.club.
Хотя бы раз про систему залпового огня «Торнадо» слышал каждый. При этом многие из граждан хотя бы и краем уха слышали еще и о том, что «Торнадо-Г» — это улучшенная версия советского РСЗО «Град». А вот то, что это далеко не первая попытка модернизации, знает далеко не каждый. В действительности же улучшенная версия «Града» появилась еще в 1988 году и называлась не иначе как 9К59 «Прима». Новые установки получили ряд важных улучшений как самой машины и реактивного орудия, так и неуправляемых боеприпасов. На вооружение машину приняли в 1991 году, однако из-за распада страны серийное производство «Примы» так и не началось. Почти все немногочисленные из существовавших на тот момент РСЗО нового типа в итоге достались Казахстану.
4. Ан-71
Самолет оказался не нужен. /Фото: wikipedia.org.
Работы по созданию советского оперативно-тактического самолета ДРЛО стартовали в Советском Союзе в начале 1980-х годов. Новый отечественный «летающий радар» удалось создать и успешно испытать в максимально сжатые сроки, несмотря на исключительно высокие требования к проекту со стороны военных. Специалисты КБ «Антонов» сдали новую машину по плану. Первый полет Ан-71 совершил уже в 1985 году. Следующие несколько лет продолжался этап летно-конструкторских испытаний, который к распаду СССР был завершен почти полностью. Увы, начавшаяся Перестройка поставила крест на проекте. Сначала самолет «завис» на испытаниях, а потом работу над машиной и вовсе перестали финансировать. После 1991 года Ан-71 оказался не нужен никому из республик бывшего Союза.
5. МиГ-31М
В какой-то момент просто не нашлось денег. /Фото: tvsamara.ru.
Был в Советском Союзе и еще один самолет, который похоронила Перестройка и последовавший за ней распад страны. Речь идет о глубокой модернизации перехватчика МиГ-31, созданной отечественными конструкторами в 1985 году. Машина получила почти полный набор обновленной авионики, улучшенный комплекс вооружения и более продвинутую РЛС. Возросло количество узлов для установки вооружений. Для испытаний было построено семь новых МиГов. Однако, из-за проблем в экономике испытания и доработка самолета затянулись почти на десятилетие. В 1994 году несмотря на успех, проект модернизации был свернут из-за отсутствия финансирования.
А вот интересное видео с нашего канала:
в продолжение темы читайте о том, как в России модернизировали советскую старушку БРДМ-2.