Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Соревнование между странами за обладание самыми современными самолётами начинает очередной виток. Ни одно государство пока что не смогло как следует освоить истребители пятого поколения, а все уже говорят о работах по созданию шестого. Насколько они будут успешными, пока что совершенно непонятно, но перспективы у шестого поколения очень большие.


Почему это важно

Су-75./ Фото: bloomberg.com

Су-75./ Фото: bloomberg.com


В России, Китае и в Соединённых Штатах потратили целые состояния и годы тяжёлого труда на создание истребителей пятого поколения. Конечно, они получились не без недостатков, но при этом установили совершенно новую планку для современных боевых самолётов. На момент старта всех этих проектов потребность в обновлении техники уже была очевидной, ведь на фоне развивающихся технологий, в том числе и военных, истребительная авиация начинала потихоньку отставать. И чем дальше, тем серьёзнее был разрыв.

F-35 Lightning II./ Фото: airliners.net

F-35 Lightning II./ Фото: airliners.net


Системы противовоздушной обороны стали гораздо эффективнее, чем раньше. Постоянно появлялись новые разработки, а старые получали дополнительные возможности. При условии наличия достаточных средств ПВО на конкретном участке границы ни один самолёт не смог бы пробиться через подобный заслон. Воздушный бой вообще перестал существовать как класс, поскольку противостояние между двумя истребителями сводится к запуску ракет с большого расстояния, и уклониться от такого залпа стало очень трудно, ведь возможности ракет «воздух-воздух» тоже выросли. К тому же есть очень важный вопрос встраивания боевой авиации в действия других войск, чтобы можно было координировать действия и повышать эффективность работы. Всё это и постарались реализовать в пятом поколении истребителей. Получилось, конечно, не всё и не так, но определённых результатов достигли, теперь же история повторяется снова.

Шестое поколение

Концепт от Lockheed Martin./ Фото: youtube.com

Концепт от Lockheed Martin./ Фото: youtube.com


Несмотря на уже пройденную грустную историю со стандартами пятого поколения, с шестым происходит то же самое. У всех заказчиков и разработчиков имеется определённое представление, что именно они хотят видеть в новых самолётах, но при этом всё это не очень хорошо соотносится с накопленным опытом. К тому же стандартов опять никаких и никто не устанавливает. Впрочем, если над ними как следует не подумать, они наверняка снова окажутся бесполезными. В силу многочисленных технических ограничений, а также из-за постоянного развития противовоздушной техники некоторые «хотелки» военных оказались либо не реализованы вообще, либо реализованы лишь частично. По этой причине требования к пятому поколению можно было бы пересмотреть и признать их слишком идеализированными и невыполнимыми. Как бы то ни было, работы над соответствующими проектами уже запущены, а список желаемых возможностей остался таким же завышенным.

Х-47М2 Кинжал./ Фото: life.ru

Х-47М2 Кинжал./ Фото: life.ru


1. Адаптивная конструкция. Не так много прошло времени с тех пор, когда боевые самолёты делились на истребители, бомбардировщики и штурмовики, но теперь истребительная авиация успешно выполняет все эти роли. В самолётах шестого поколения степень унификации станет ещё больше, а их конструкция превратится в модульную. При необходимости самолёт можно будет оснастить моделями с соответствующим оборудованием, чтобы тот мог выполнять, к примеру, разведывательную миссию.

2. Перспективные системы вооружения. Новые системы вооружения не всегда можно установить на конкретный самолёт, этому мешают недостаточная грузоподъёмность, неподходящие габариты и несовместимость с бортовыми системами. Новые истребители позволят обойти эти ограничения и расширить номенклатуру вооружений, используя при этом перспективные разработки, такие как гиперзвуковые ракеты или лазерное вооружение для борьбы с беспилотниками.

Концепт МиГ-41 шестого поколения./ Фото: overclockers.ru

Концепт МиГ-41 шестого поколения./ Фото: overclockers.ru


3. Полёты на гиперзвуковой скорости. Здесь ситуация аналогична той, что уже была с пятым поколением, когда самолёт должен был лететь на сверхзвуке в бесфорсажном режиме. Результат при этом получился противоречивым. Американцы, раньше всех построившие истребитель, так и не смогли преодолеть эту ступеньку, а их F-35 Lightning II может поддерживать сверхзвуковую скорость лишь некоторое время. Новому же самолёту потребуется летать на гиперзвуковой скорости, что намного сложнее сверхзвука, поскольку нагрузка будет гораздо больше. К тому же истребитель должен при этом не просто лететь по прямой, а маневрировать, запускать ракеты и даже вести бой, что поднимает степень сложности на невообразимую высоту.

4. Широкое использование искусственного интеллекта. В самолёте искусственному интеллекту суждено превратиться в дополнительного пилота в прямом смысле этого слова. Сейчас пилотам одновременно приходится решать несколько задач одновременно, но это же может делать и искусственный интеллект. При наличии должного оборудования он сможет следить за окружающей обстановкой, отслеживать возможные угрозы, самостоятельно искать цели и сопровождать их, а при необходимости и вести огонь на поражение. Таким образом, виртуальный помощник возьмёт на себя управление частью систем и будет работать с ними самостоятельно, не требуя подтверждения для каждого действия. Если эта технология разовьётся, искусственный интеллект сможет пилотировать самолёт, выполнять миссии и даже вести бой.

Истребитель Су-57 с реализованной концепцией малозаметности./ Фото: pinterest.com

Истребитель Су-57 с реализованной концепцией малозаметности./ Фото: pinterest.com


5. Полная интеграция с другими военными системами. Наличие постоянной защищённой связи должно облегчить взаимодействие между различными родами войск, разведкой и ударными подразделениями на земле. То есть пилот получит максимум данных о текущих целях, сможет реагировать на постоянно изменяющуюся обстановку, а также следить за самолётами противника, которые были обнаружены другими самолётами и наземными станциями. Подобное взаимодействие откроет большие перспективы и сделает работу пилотов более эффективной.

6. Максимальная малозаметность. Предполагается, что самолёт шестого поколения получит усовершенствованные технологии невидимости и сможет оставаться незамеченным для средств ПВО и самолётов противника.

Перспективы и немного суровой реальности

Концепт шестого поколения./ Фото: eurasiantimes.com

Концепт шестого поколения./ Фото: eurasiantimes.com


Будет ли полезной технология малозаметности в самолётах шестого поколения? Наверняка будет, ведь так самолёт станет если и не невидимым, то хотя бы будет плохо определяться радарами противника. Правда, не совсем понятно, как это будет сочетаться с мощнейшими двигателями, способными разогнать самолёт до скорости в 5 Маха. У Соединённых Штатов, которые сделали упор на невидимость, в итоге не получилось добиться бесфорсажного сверхзвука и большой манёвренности, поскольку это сразу же демаскировало истребитель. Россия же постаралась поднять малозаметность на максимально возможный уровень, но не стала прятать двигатели в корпус. Итог: бесфорсажный сверхзвук, манёвренность, которой можно только позавидовать, а в дополнение – сниженная малозаметность. Тем не менее благодаря скорости и манёвренности Су-57 может просто увернуться от большинства угроз. Удастся ли добиться баланса в шестом поколении, будет видно в будущем.

Российский истребитель пятого поколения Су-57 уже успел показать свои возможности, а с новым двигателем он сможет летать со сверхзвуковой скоростью в бесфорсажном режиме.


Обратите внимание:







1249
6.12.2024 18:00
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё