Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

5 советских самолётов, что были «содраны» с западных оригиналов



Когда речь заходит о копировании технологий, среди значительной части граждан торжествуют две полярные точки зрения. Сторонники одной издевательски насмехаются над (якобы) неспособностью сделать своё. Как будто каждый должен изобретать свой собственный велосипед, даже если он по итогу ничем не будет отличаться от соседского. Сторонники другой полярной точки зрения бросаются разоблачать любые упоминания о копировании. Как будто в этом есть что-то плохое. Но правда в том, что абсолютно любая промышленность на определённом этапе или при определённых условиях вынуждена заниматься «интеллектуальным воровством».


1. У-1



Один из первых самолётов был скопирован.

Один из первых самолётов был скопирован.


Один из первых советских самолётов был не лицензионной копией. Речь идёт про не слишком известный в народе биплан У-1, благодаря которому в 1927 году появился куда более известный самолёт – биплан У-2 или По-2 (с 1944 года), который в простонародье проходит под прозвищем «Кукурузник». Что же до «единички», то разработана она была в 1919 году путём обратного инжиниринга британского самолёта Avro 504. В ходе гражданской войны один из последних был сбит и захвачен Красной армией в качестве трофея. Драгоценную находку подвергли доскональному изучению, благодаря чему остатки 504-го были использованы в качестве прототипа для У-1. Само собой полной копией «единичка» не была и близко (хотя очень хотелось!). Советский аналог получился несколько меньше, но при этом тяжелее британского оригинала. При этом главным отличием У-1 от Avro 504 был отнюдь не фюзеляж, а двигатель. Оснастили машину мотором собственной разработки – 120-сильным агрегатом М-2.

2. ПС-4



Лицензионная копия немецкой машины.

Лицензионная копия немецкой машины.


После революции и гражданской войны советская Россия оказалась в известной степени изгоем среди бывших союзников по Антанте. Поэтому на протяжении многих лет одним из ключевых торговых и технологических партнёров Советского Союза оказалась проигравшая в Первой мировой войне Германия. В рамках этого сотрудничества СССР покупал у немецкой республики в том числе самолёты. В частности, Советский Союз был одной из двух стран, купившей лицензию на сборку транспортных Junkers W33 (второй была Швеция). В СССР эти машины выпускались под названием ПС-4. Собирали самолёты в Иркутске на протяжении нескольких лет. Впрочем, тираж советских «Юнкерсов» оказался небольшим – 14 машин. Всего же в трёх странах было произведено не более 200 этих самолётов. От немецкого прототипа советская копия отличалась параметрами фюзеляжа, габаритами и устанавливаемым оборудованием.

3. Ли-2



Лицензионная копия американской машины.

Лицензионная копия американской машины.


Один из наиболее известных американо-советских самолётов в истории отечественной гражданской и военно-транспортной авиации. История Ли-2 уходит корнями в середину 1930-х годов, когда в СССР был поднят вопрос о разработке и производстве нового транспортного самолёта. В 1936 году государственная комиссия склонилась к тому, что вместо разработки новой машины, стоит просто купить лицензию на какой-нибудь иностранный планер. Такое решение было принято в связи со срочностью вопроса.

В июле того же года страна Советов подписала соглашение с компанией Douglas, в рамках которого СССР получал лицензию на производство ближнемагистральных Douglas DC-3. Лицензия продавалась на три года за 340 тысяч советских рублей. При этом в рамках договора Douglas не только предоставляла заветные технологии, но и соглашалась принять советских специалистов на стажировку. Получившийся по итогу Ли-2 стал адаптированной лицензионной копией DC-3. Выпускался самолёт до 1953 года. Тираж «двойки» составил почти 5 тысяч экземпляров.

4. ТС-62



Родственник Ли-2 с другим мотором.

Родственник Ли-2 с другим мотором.


Советский транспортный и пассажирский самолёт, разработанный отечественными специалистами в 1947 году на базе американского военно-транспортного самолёта Douglas C-47 Skytrain. Собственно от заокеанского прототипа ТС-62 не так уж и отличался. Первое и главное – это двигатель. Советский вариант американского самолёта оснащался отечественными двигателями АШ-62ИР, что были разработаны ещё в 1938 году. При этом значительных изменений в технических и лётных характеристиках после установки другого мотора не произошло. Использоваться ТС-62 до 1957 года. При этом произвели их (приделали) не так уж много. За всё время было оснащено всего 287 этих самолётов.

5. Ту-4



Дитя необходимости.

Дитя необходимости.


Пожалуй, самая известная, наиболее успешная и при этом исключительно важная копия западного самолёта в истории отечественной авиации. На момент окончания Второй мировой войны стратегическая авиация СССР, мягко говоря, находилась в крайне плачевном состоянии. Упадок тяжёлой бомбардировочной авиации в стране Советов произошёл в первую очередь из-за смещения акцента в пользу фронтовой авиации в годы войны. Однако, на дворе был 1945 год и над Советским Союзом уже нависала атомная дубинка США. Последние же уже имели в своём распоряжении не только «оружие апокалипсиса», но и, пожалуй, наиболее совершенный тяжелый бомбардировщик своего времени - B-29. К слову, именно эти самолёты использовались американцами для сбросов «Толстяка» и «Малыша» на Нагасаки и Хиросиму.

Поэтому в СССР в целях достижения стратегического паритета было решено создать свой собственный бомбардировщик актуального поколения взяв за основу американский В-29. При этом хотя Ту-4 и создавался путём так называемой «обратной разработки», было бы наивно полагать, что советский бомбардировщик является 100% «бездумной» копией американского. Увы, «содрать» заокеанскую машину под копирку не представлялось возможным физически. Поэтому советским конструкторам пришлось не просто анализировать каждый компонент В-29, но проводить сложнейшую работу по адаптации заморской конструкции к реалиям отечественного производства. Но откуда у СССР в принципе взялись В-29? На самом деле всё просто: 4 американских бомбардировщика сели на советских аэродромах в годы войны из-за неполадок после бомбёжек Японии. Три из них СССР просто не вернул США учтиво сославшись на необходимость соблюдать договор о нейтралитет с Японией.

А вот интересное видео с нашего канала - умный и мощный конкурент «Арматы» ищет нового хозяина:



В продолжение темы читайте про загадочный Туполев ПАК ДА – что это такое и когда полетит.

Обратите внимание:

0
3298
Версия для печати