
В военной авиации время от времени появляются проекты, которые ещё до своего первого полёта становятся легендами. Их обсуждают в новостях, анализируют в штабах и внимательно отслеживают разведки других стран. Именно таким сейчас выглядит перспективный российский ПАК ДА — самолёт, который должен задать новые правила игры в дальней авиации. О нём известно немного, но даже скудные данные недвусмысленно намекают, что в случае конфликта он станет неприятным сюрпризом для НАТО.
1. Зачем России понадобился ПАК ДА

Бомбардировщик B-21 Raider.
В последние десятилетия российская дальняя авиация опиралась на два главных столпа — сверхзвуковой Ту-160 и турбовинтовой Ту-95. Оба самолёта многократно модернизировались, сохранили высокую боевую ценность и по-прежнему способны выполнять ключевые задачи. Вот только их концепция родилась в прошлом веке, когда требования к боевой машине определялись совсем другими условиями. Сегодня же в приоритете не только скорость и дальность, но и малозаметность, способность действовать в условиях плотной ПВО, а также возможность интеграции в современную систему разведки и управления. При этом НАТО активно обновляет собственный стратегический флот: американцы вводят в строй новый бомбардировщик B-21 Raider, в Европе развиваются программы противовоздушной обороны с упором на перехват малозаметных целей. В этих условиях России нужен самолёт, который сможет без лишнего риска для экипажа доставлять вооружение к цели, оставаясь «призраком» для радаров и средств наблюдения.

Аналогичной конструкции Northrop B-2 Spirit.
Именно ПАК ДА должен стать решением проблемы. В отличие от предшественников, он создаётся как дозвуковое «летающее крыло» с упором на максимальную дальность и продолжительность патрулирования. Такой подход позволит ему наносить удары по удалённым объектам и находиться в воздухе столько, сколько потребует ситуация, даже если придётся ожидать приказа на запуск ракет или внезапно сменить маршрут, чтобы обойти зоны слежения противника.
2. Как будет устроен ПАК ДА

У ПАК ДА нет ни одного официального изображения.
Пожалуй, главный козырь ПАК ДА — его форма. Конструкторы выбрали схему «летающего крыла», лишённую привычного фюзеляжа и хвостового оперения. Такая компоновка имеет несколько важных преимуществ, например, улучшает аэродинамику, резко снижает заметность на радарах, увеличивает дальность действия и повышает грузоподъёмность. Большая часть его поверхности будет покрыта радиопоглощающими материалами, а все элементы вооружения спрячут во внутренние отсеки, чтобы не нарушать обтекаемость и не оставлять лишних отражающих граней.

Точно известно, что это будет летающее крыло.
Двигатели нового самолёта получат плоские сопла, что позволит уменьшить тепловую сигнатуру, а шанс быть обнаруженным по инфракрасному излучению снизится в разы. По неофициальным данным, бомбардировщик сможет находиться в воздухе свыше 30 часов, заправляясь в полёте, а его дальность без дозаправки будет исчисляться десятками тысяч километров. Планируется интеграция с современными спутниковыми системами и сетью обмена данными, что сделает ПАК ДА частью единого «информационного поля» армии. Такая машина сможет прорваться сквозь эшелонированную оборону и максимально незаметно выйти на цель, чтобы нанести точный удар. Для ПВО противника он будет либо слишком далёким для обнаружения, либо появится на радарах в тот момент, когда будет уже поздно реагировать.
3. Арсенал и боевая задача

Самолёту обещают большой выбор вооружений.
Внутреннее оснащение ПАК ДА будет не менее интересным, чем его внешность. Бомбардировщик получит широкий спектр вооружения: от крылатых ракет большой дальности Х-101 и Х-102 до перспективных гиперзвуковых комплексов, способных развивать скорость в несколько махов и поражать цели на другом континенте.

Для оружия - внутренние отсеки.
Боекомплект разместят в двух основных внутренних отсеках, чтобы не нарушать малозаметность в полёте, а ракеты будут запускаться с дистанций, превышающих возможности большинства современных систем ПВО, включая американский Patriot и европейский SAMP/T. Это значит, что ПАК ДА сможет атаковать, не входя в зону поражения. При необходимости он сможет нести и корректируемые авиабомбы, включая тяжёлые проникающие боеприпасы для уничтожения укреплённых объектов. В боевых сценариях с НАТО такие машины могут выполнять роль ударной платформы, а при необходимости его можно будет превратить в «информационный узел» и передавать данные о расположении целей. В случае масштабной операции ПАК ДА сможет одновременно наносить удары по ключевым военным базам, аэродромам и центрам связи, парализуя координацию действий противника.
4. Нервная позиция НАТО

Ожидается, что самолёт будет недосягаем для ПВО.
Для штабов НАТО новый российский бомбардировщик может стать большой головной болью, и решить проблему вряд ли получится простой модернизацией существующих средств ПВО. Даже самые современные комплексы, вроде американского THAAD или перспективных европейских систем, проектировались с расчётом на перехват быстрых, но относительно заметных целей. ПАК ДА же сделан по другому принципу: он летит на дозвуковой скорости, но его сигнатура настолько мала, что обнаружить его можно лишь на крайне малой дистанции.

ПАК ДА сможет наносить удары издалека.
Как показал американский опыт использования B-2 Spirit, малозаметные дозвуковые бомбардировщики способны проникать в глубину обороны и наносить удары почти безнаказанно. В случае с ПАК ДА у России есть отличная возможность учесть ошибки зарубежных коллег, используя более совершенные материалы, адаптированные к различным диапазонам радиолокации, и оптимизировав конструкцию под работу в условиях противодействия. Кроме того, НАТО всерьёз беспокоит способность этой машины действовать вне зоны досягаемости и применять оружие, которое просто не оставляет времени на реакцию. Особенно это касается гиперзвуковых систем, которые, будучи запущены с безопасного расстояния, сокращают время подлёта до цели до нескольких минут.
5. Когда ПАК ДА поднимется в небо

Насколько известно, работа над самолётом идёт полным ходом.
Разработка ПАК ДА официально стартовала в начале 2010-х, и с тех пор проект постепенно обрастает деталями. Известно, что первый опытный образец находится в высокой стадии готовности, а его двигатель уже проходил испытания на стендах и в воздухе на летающей лаборатории. Согласно планам, первый полёт должен состояться в ближайшие годы, а серийное производство может начаться в конце десятилетия.

Дату окончания работ пока назвать никто не может.
С появлением этого самолёта в строю возможности российской дальней авиации сильно возрастут. Вместе с модернизированными Ту-160М бомбардировщик сможет работать на любых театрах военных действий, от Арктики до Тихого океана, независимо от условий и дальности. ПАК ДА имеет серьёзные перспективы и вполне может превратиться в многоцелевую платформу, пригодную для выполнения самых разных задач. Для НАТО начало его эксплуатации может превратиться в большую и крайне дорогостоящую проблему, поскольку для противодействия ему придётся наготове держать немалые силы.
Ещё интересное с нашего канала:
Чехонь - рыбешка, которая вкуснее карася и совершенно не пахнет тиной
Бомбардировщик Ту-160 имеет длинную историю. В своё время он стал последним самолётом своего класса, созданным в СССР, а теперь у него есть модернизированная версия, которая на голову превосходит его и обладает широкие возможности.
