Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Загадочный Туполев ПАК ДА – что это такое и когда полетит




В военной авиации время от времени появляются проекты, которые ещё до своего первого полёта становятся легендами. Их обсуждают в новостях, анализируют в штабах и внимательно отслеживают разведки других стран. Именно таким сейчас выглядит перспективный российский ПАК ДА — самолёт, который должен задать новые правила игры в дальней авиации. О нём известно немного, но даже скудные данные недвусмысленно намекают, что в случае конфликта он станет неприятным сюрпризом для НАТО.


1. Зачем России понадобился ПАК ДА

Бомбардировщик B-21 Raider.

Бомбардировщик B-21 Raider.


В последние десятилетия российская дальняя авиация опиралась на два главных столпа — сверхзвуковой Ту-160 и турбовинтовой Ту-95. Оба самолёта многократно модернизировались, сохранили высокую боевую ценность и по-прежнему способны выполнять ключевые задачи. Вот только их концепция родилась в прошлом веке, когда требования к боевой машине определялись совсем другими условиями. Сегодня же в приоритете не только скорость и дальность, но и малозаметность, способность действовать в условиях плотной ПВО, а также возможность интеграции в современную систему разведки и управления. При этом НАТО активно обновляет собственный стратегический флот: американцы вводят в строй новый бомбардировщик B-21 Raider, в Европе развиваются программы противовоздушной обороны с упором на перехват малозаметных целей. В этих условиях России нужен самолёт, который сможет без лишнего риска для экипажа доставлять вооружение к цели, оставаясь «призраком» для радаров и средств наблюдения.

Аналогичной конструкции Northrop B-2 Spirit.

Аналогичной конструкции Northrop B-2 Spirit.


Именно ПАК ДА должен стать решением проблемы. В отличие от предшественников, он создаётся как дозвуковое «летающее крыло» с упором на максимальную дальность и продолжительность патрулирования. Такой подход позволит ему наносить удары по удалённым объектам и находиться в воздухе столько, сколько потребует ситуация, даже если придётся ожидать приказа на запуск ракет или внезапно сменить маршрут, чтобы обойти зоны слежения противника.

2. Как будет устроен ПАК ДА

У ПАК ДА нет ни одного официального изображения.

У ПАК ДА нет ни одного официального изображения.


Пожалуй, главный козырь ПАК ДА — его форма. Конструкторы выбрали схему «летающего крыла», лишённую привычного фюзеляжа и хвостового оперения. Такая компоновка имеет несколько важных преимуществ, например, улучшает аэродинамику, резко снижает заметность на радарах, увеличивает дальность действия и повышает грузоподъёмность. Большая часть его поверхности будет покрыта радиопоглощающими материалами, а все элементы вооружения спрячут во внутренние отсеки, чтобы не нарушать обтекаемость и не оставлять лишних отражающих граней.

Точно известно, что это будет летающее крыло.

Точно известно, что это будет летающее крыло.


Двигатели нового самолёта получат плоские сопла, что позволит уменьшить тепловую сигнатуру, а шанс быть обнаруженным по инфракрасному излучению снизится в разы. По неофициальным данным, бомбардировщик сможет находиться в воздухе свыше 30 часов, заправляясь в полёте, а его дальность без дозаправки будет исчисляться десятками тысяч километров. Планируется интеграция с современными спутниковыми системами и сетью обмена данными, что сделает ПАК ДА частью единого «информационного поля» армии. Такая машина сможет прорваться сквозь эшелонированную оборону и максимально незаметно выйти на цель, чтобы нанести точный удар. Для ПВО противника он будет либо слишком далёким для обнаружения, либо появится на радарах в тот момент, когда будет уже поздно реагировать.

3. Арсенал и боевая задача

Самолёту обещают большой выбор вооружений.

Самолёту обещают большой выбор вооружений.


Внутреннее оснащение ПАК ДА будет не менее интересным, чем его внешность. Бомбардировщик получит широкий спектр вооружения: от крылатых ракет большой дальности Х-101 и Х-102 до перспективных гиперзвуковых комплексов, способных развивать скорость в несколько махов и поражать цели на другом континенте.

Для оружия - внутренние отсеки.

Для оружия - внутренние отсеки.


Боекомплект разместят в двух основных внутренних отсеках, чтобы не нарушать малозаметность в полёте, а ракеты будут запускаться с дистанций, превышающих возможности большинства современных систем ПВО, включая американский Patriot и европейский SAMP/T. Это значит, что ПАК ДА сможет атаковать, не входя в зону поражения. При необходимости он сможет нести и корректируемые авиабомбы, включая тяжёлые проникающие боеприпасы для уничтожения укреплённых объектов. В боевых сценариях с НАТО такие машины могут выполнять роль ударной платформы, а при необходимости его можно будет превратить в «информационный узел» и передавать данные о расположении целей. В случае масштабной операции ПАК ДА сможет одновременно наносить удары по ключевым военным базам, аэродромам и центрам связи, парализуя координацию действий противника.

4. Нервная позиция НАТО

Ожидается, что самолёт будет недосягаем для ПВО.

Ожидается, что самолёт будет недосягаем для ПВО.


Для штабов НАТО новый российский бомбардировщик может стать большой головной болью, и решить проблему вряд ли получится простой модернизацией существующих средств ПВО. Даже самые современные комплексы, вроде американского THAAD или перспективных европейских систем, проектировались с расчётом на перехват быстрых, но относительно заметных целей. ПАК ДА же сделан по другому принципу: он летит на дозвуковой скорости, но его сигнатура настолько мала, что обнаружить его можно лишь на крайне малой дистанции.

ПАК ДА сможет наносить удары издалека.

ПАК ДА сможет наносить удары издалека.


Как показал американский опыт использования B-2 Spirit, малозаметные дозвуковые бомбардировщики способны проникать в глубину обороны и наносить удары почти безнаказанно. В случае с ПАК ДА у России есть отличная возможность учесть ошибки зарубежных коллег, используя более совершенные материалы, адаптированные к различным диапазонам радиолокации, и оптимизировав конструкцию под работу в условиях противодействия. Кроме того, НАТО всерьёз беспокоит способность этой машины действовать вне зоны досягаемости и применять оружие, которое просто не оставляет времени на реакцию. Особенно это касается гиперзвуковых систем, которые, будучи запущены с безопасного расстояния, сокращают время подлёта до цели до нескольких минут.

5. Когда ПАК ДА поднимется в небо

Насколько известно, работа над самолётом идёт полным ходом.

Насколько известно, работа над самолётом идёт полным ходом.


Разработка ПАК ДА официально стартовала в начале 2010-х, и с тех пор проект постепенно обрастает деталями. Известно, что первый опытный образец находится в высокой стадии готовности, а его двигатель уже проходил испытания на стендах и в воздухе на летающей лаборатории. Согласно планам, первый полёт должен состояться в ближайшие годы, а серийное производство может начаться в конце десятилетия.

Дату окончания работ пока назвать никто не может.

Дату окончания работ пока назвать никто не может.


С появлением этого самолёта в строю возможности российской дальней авиации сильно возрастут. Вместе с модернизированными Ту-160М бомбардировщик сможет работать на любых театрах военных действий, от Арктики до Тихого океана, независимо от условий и дальности. ПАК ДА имеет серьёзные перспективы и вполне может превратиться в многоцелевую платформу, пригодную для выполнения самых разных задач. Для НАТО начало его эксплуатации может превратиться в большую и крайне дорогостоящую проблему, поскольку для противодействия ему придётся наготове держать немалые силы.

Ещё интересное с нашего канала:

Чехонь - рыбешка, которая вкуснее карася и совершенно не пахнет тиной



Бомбардировщик Ту-160 имеет длинную историю. В своё время он стал последним самолётом своего класса, созданным в СССР, а теперь у него есть модернизированная версия, которая на голову превосходит его и обладает широкие возможности.

Обратите внимание:

0
8236
Версия для печати