Несмотря на то, что к началу XX века архитектурный облик Северной столицы вполне сформировался, сквозь плотный слой исторической застройки с впечатляющими ансамблями в стиле барокко, модерна и классицизма начал пробиваться авангард. В 1920–1930-х годах, в тогда уже Ленинграде, стали появляться экспериментальные здания, которые должны были доказать, что жизнь в Стране советов – осуществившаяся мечта о светлом будущем, (в большинстве проектах в прямом смысле слова). Именно тогда зарождался ленинградский конструктивизм, ставший особым направлением в истории советской и мировой архитектуры.
1. Жилмассив на Тракторной улице или Жилой рабочий квартал Путиловского завода
Жилмассив на Тракторной улице – один из самых знаковых конструктивистских памятников советской эпохи города на Неве (фото 1930-х годов). | Фото: culture-staging-2.fabit.ru.
При проектировании жилмассива будущего архитекторы активно использовали опыт зарубежных стран (Жилой рабочий квартал Путиловского завода, Ленинград). | Фото: wikimapia.org.
Несмотря на то, развивающееся социалистическое государство делало упор на коллективизм, архитекторы при проектировании жилых домов старались создавать максимальное единенное жилое пространство, рассчитанное на одну максимум две семьи. Другое дело учреждения, культурные заведения и промышленные предприятия, которые действительно превращались в зону повышенного социального взаимодействия и общественной активности граждан светской страны. Впрочем, как и вся территория жилмассива, предназначенная для расселения советских рабочих из временных бараков.
Здания рабочего квартала не повторяют друг друга, в них по-разному сгруппированы балконы, лестницы и карнизы (Жилмассив на Тракторной улице, Санкт-Петербург).
Первым примером благоустроенного рабочего города можно считать Жилмассив на Тракторной улице (он же Жилой рабочий квартал Путиловского завода), появившийся в городе на Неве в 1925–1927 годах. Проект масштабной и небывалой для Ленинграда застройки разрабатывали архитекторы А.И. Гегелло, A.C. Никольский и Г.А. Симонов, которых, кстати сказать, отправили в Германию и Швецию, чтобы изучить передовой зарубежный опыт такого рода строительства.
Знаменитые полуарки, ставшие визитной карточкой экспериментального жилмассива (Тракторная улица, Санкт-Петербург).
Благодаря их стараниям в советской стране появился образец города будущего, в котором отдельное жилье получает каждая семья, при этом квартиры были непременно светлыми, что совсем немаловажно для Ленинграда, а дворы – просторные (не те колодцы, которыми изобилует город). Трех- четырехэтажные дома, из которых состоял жилмассив, довольно оригинально компоновались и соединялись попарно полуарками, создавая довольно привлекательный ансамбль, просторные дворы, широкие аллеи и клумбы. При этом планировка домов и квартир была рассчитана на то, чтобы улавливать каждый лучик солнца. Для этого все лестничные клетки располагались на северной стороне, чтобы обеспечить жилые комнаты максимальным светом и свежим воздухом за счет больших окон, эркеров и балконов, которые стали главным украшением домов. Их оформление и расположение довольно разнообразно, что позволяло сделать запоминающиеся фасады, особенно после того, как их окрасили в персиковый и розовые цвета, что совсем не характерно для советского строительства.
Балконы, эркеры и пастельные тона фасадов до сих пор являются украшением домов, хоть и изрядно потрепанных временем.
Сами же квартиры имели разную площадь, в те, где предусмотрено 3-4 комнаты изначально были рассчитаны на две семьи (кроме жильцов из руководящего состава, конечно же). Общей же чертой квартир в новом массиве были высокие потолки, относительно просторные жилые комнаты и крошечные кухни, которые подразумевали, что советские женщины не будут стоять у плиты, а принесут готовую еду из кухни-фабрики и лишь ее разогреют.
Кстати сказать, квартиры будущего хоть и предназначались для рабочих, но получили их: начальственный состав, инженерные работники, партийные и профкомовские активисты. Могли поселить также передовиков, но тогда квартиры использовались как коммуналки, при этом в них отсутствовали ванные комнаты, так что о благоустроенном жилье простому советскому народу приходилось лишь мечтать не одно последующее десятилетие.
2. Район Нарвской заставы – экспериментальный плацдарм для архитектуры нового типа
Главные здания Кировского (Нарвского) района, построенные в конструктивистском стиле (Санкт-Петербург).
Дом технической учебы построен в качестве главного центра повышения профессиональной квалификации рабочих (1930-32 гг., авторы проекта А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский).
Район Нарвской заставы (он же метро «Нарвская») — является настоящим заповедником авангарда, на территории которого проводились архитектурные эксперименты Страны советов. Здесь появились: первая школа социалистического Ленинграда; первое здание, построенное конкретно для районного Совета народных депутатов (представительный орган государственной власти); тот самый жилмассив на Тракторной улице; первый Дом культуры; первая и крупнейшая в стране фабрика-кухня с Домом кооперации и еще множество уникальных для того времени комплексов.
Даже современные специалисты отмечают, уникальное планировочное решение, которое легло в основу будущего строительства, основанного на полицентричности, предложенного известным российским и советским архитектором, главным архитектором Ленинграда – Львом Ильиным. Это ему пришла в голову идея создания двух центров – исторического и нового. В данном случае первый – образовывался вокруг Нарвских ворот, а новым центром стал Кировский райсовет, вокруг которого один за другим вырастали впечатляющие размахом сооружения, призванные приучать советских людей (причем с детства) к коллективизму.
Ушаковские бани «Гигант», над проектором которых работали А. С. Никольский, В. М. Гальперин, А. В. Крестин (Санкт-Петербург).
Первый в стране профилакторий появился в Кировском районе, представляющий собой совершенно новый тип лечебно-оздоровительного учреждения (пример советского конструктивизма 1930-х годов).
Эти учреждения были призваны как подвигнуть народ на социальное взаимодействие, так и облегчить его жизнь и быт. Со временем рядом с жилмассивом новой формации появилась вся необходимая инфраструктура: школа, фабрика-кухня, универмаг, Дом культуры, технической учебы, бани и т. д., а вот прачечная находилась прямо на территории рабочего квартала.
Проект школы разрабатывали с учетом инновационного лабораторно-бригадного метода обучения, призванного стимулировать активность и самостоятельность учащихся (нынче Лицей №384 Кировского района Санкт-Петербурга).
• Школа имени 10-летия Октября, возводимая к годовщине Великой революции, поражала советский народ размахом и формами. Рассчитанная на одновременное обучение 1 тыс. учащихся, она строилась параллельно с Жилмассивом, чтобы семьи не заботились о том, куда их дети пойдут учиться, и не тратили время на их сопровождение. Разработкой нового для Ленинграда вида зданий занимались архитекторы А. С. Никольский и А. В. Крестин, положившие начало конструктивистскому движению в СССР. Огромный архитектурный объект, замыкающий перспективу с противоположной стороны проспекта Стачек, задуман как стилизованная композиция, олицетворяющая главные советские символы – Серп и Молот.
Монументальный образ Дворца культуры имени А. М. Горького стал одним из символов молодой советской архитектуры (Санкт-Петербург).
• Дворец культуры имени А. М. Горького — первый в советском Ленинграде Дом культуры, построенный в 1925—1927 гг. по проекту архитекторов А. И. Гегелло, А. И. Дмитриева, Д. Л. Кричевского и инженера В. Ф. Райляна. В его структуре и оформлении также просматриваются черты конструктивизма, выраженные в использовании контраста прямо- и кривоугольных разновысоких объемов и структур. За этот проект руководитель коллектива разработчиков А. И. Гегелло был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1937 г.)
Фабрика-кухня и Дом кооперации стали местом, где жители района и рабочие предприятий могли пообедать и приобрести все необходимые советскому человеку в быту товары (Ленинград, советский период). | Фото: gadkaya-mau.livejournal.com.
Фабрика-кухня и Дом кооперации – по сути, первый торговый центр, здания которого используются по сей день и с подобным функционалом (Санкт-Петербург).
• Фабрика-кухня Кировского района, к функционалу которой прибавилась и розничная торговля, была возведена в 1929–1931 гг. по проекту А. К. Барутчева, И. А. Гильтера, И. А. Меерзона и Я. О. Рубанчика — известных архитекторов советской эпохи, чьи работы можно увидеть в разных районах Санкт-Петербурга. Это была крупнейшая в Ленинграде фабрика-кухня, обслуживавшая как промышленные предприятия всего района, так и его жителей (работников других учреждений), где впервые применили принцип самообслуживания. Буквально через год на этом месте вырос целый комплекс, в его состав вошел еще и Дом кооперации, корпус которого выходил на площадь, а фабрика-кухня с экспедиционным термосным хозяйством оказались спрятанными в глубине внутренних дворов. Столовые же залы, располагались полукруглой двухъярусной структурой с выходом в сквер. Еще одним нововведением стали функциональные крыши, на которых были устроены открытые обеденные, что позволяло организовывать прием пищи на свежем воздухе (в хорошую погоду и теплое время года, конечно же).
Здание Кировского райсовета – впечатляющий образец зрелого конструктивизма (Ленинград, советский период).
• Ну и наконец, здание Кировского райсовета, которое и завершило уникальный конструктивистский ансамбль бывшей Нарской заставы. Оно стало той самой центральной точкой нового района и главным звеном конструктивистского ансамбля, впечатляющего широким размахом, который легко заметить с больших расстояний. Композиция разноуровневого строения отличается сильно растянутым основным корпусом, упирающимся в угловую 50-метровую башню, возвышающуюся над проспектом Стачек, что сделало ее доминантой целого района. Ярчайший памятник советского конструктивизма, ставшим одной из вершин ленинградского авангарда, разработал талантливый архитектор Ной Троцкий (автор известного проекта рабочего поселка Чагода, который должен был стать городом будущего).
Кировский райсовет не имеет равных среди административных зданий по активной градоформирующей роли, которая впечатляет и сегодня (Санкт-Петербург).
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что по-особенному было решено и распределение зон функционирования разных органов и структур (в здании размещались: органы власти района, управленческие структуры разных отраслей, культурные учреждения, банк, почта и большой зал собраний), для которых были выделены отдельные корпуса. Ассиметричная структура комплекса легко позволила это сделать. От главного здания отходят три перпендикулярных крыла, связанные между собой крытыми галереями, установленными на опорные столбы, а вот полукруглый торец, как нельзя лучше соответствовал размещению эллипсовидного зала собраний.
3. Промышленные объекты, как отдельный пласт архитектуры конструктивизма
Силовая подстанция Фабрики «Красное знамя» – советское конструктивистское детище иностранного архитектора с мировым именем (автор проекта Эрих Мендельсон).
Проектированию промышленных районов и предприятий идеологи коммунизма уделяли главное внимание, ведь заводы и фабрики должны были стать основными центрами притяжения советского человека (жилище, бытовая и культурная инфраструктура всегда были на втором плане). Да это и понятно, ведь в стране, где победил и правил пролетариат, для которого работа и общественная жизнь были превыше всего, других идеалов не должно было существовать. Учитывая политику партии, неудивительно, что лишь строительством масштабных производственных цехов не обошлось. При заводах помимо столовых и фабрик-кухонь открывались клубы, спортзалы, библиотеки, детские сады и ясли.
Первый Механизированный хлебозавод, построенный в 1930-1933 гг., имеет круглую форму не столько в угоду конструктивизму, это связано с вертикально-кольцевым циклом приготовления хлебобулочных изделий (авторы проекта инженер Г. Марсаков, архитектор А. Никольский).
Да и проектированию самих производственных корпусов уделяли повышенное внимание. Если позволял технологический процесс, все помещения разрабатывали с учетом того, что рабочему человеку должно быть светло и легко дышаться (тогда уж точно повышается трудовой энтузиазм). Для этого в цехах устанавливали огромные окна, проводились вентиляционные установки (со временем большинство из них не работали как надо, но это будет потом), отводились места для отдыха (перекура). Если требовало производство или обслуживание процессов, то высота потолков достигала 10-этажных зданий, что еще больше привлекало молодежь, особенно из глубинок, ведь для них пятиэтажка была сродни небоскребу.
Водонапорная башня канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» была возведена в период модернизации и расширения дореволюционных заводов (проект Якова Чернихова).
При этом создавались ансамбли из разновысотных корпусов, ведь на территории любого предприятия строились не только производственные цеха. Как правило, в их состав входили: административные здания, где располагались руководство, бухгалтерия и конструкторские бюро; мастерские; лаборатории; испытательные центры; общественно-культурные объекты, помещения которых не требовали большого размаха и высоты.
Коммунистическая идеология касалась всех аспектов жизни советского человека, и архитектура не стала исключением. На территории Страны советов то и дело появлялись впечатляющие здания, всем своим видом подчеркивающие главные символы социалистического государства.
Еще об одной советской особенности «украшательства» городских улиц посредством установки фактурных заборов расскажет наш видеоролик: