Советский Союз безусловно внес основной вклад в разгром Третьего рейха в годы Второй мировой войны и сыграл далеко не последнюю роль к принуждению к миру милитаристической Японии. Однако, сегодня как-то стало не модно вспоминать о том, что воевал СССР далеко не один. Вопрос о том, как могла бы сложиться история, организуй Япония на Дальнем Востоке второй фронт, – риторический. Ну, а про Великобританию как-то и вовсе не вспоминают. «Подумаешь», воевали на море, сопровождали конвои и не давали Гитлеру добраться до ближневосточной нефти!
Это был один из двух Бисмарков. |Фото: nosoldat.net.
В 1936 году в Третьем рейхе было начато строительство двух линкоров типа «Бисмарк». Первый – это непосредственно сам «Бисмарк». Вторым кораблём данного класса стал спущенный на воду в 1940 году «Тирпиц». Корабли имели полное водоизмещение в 49.4 и 50.4 тысячи тонн. В длину «Тирпиц» достигал 253.6 метров, имел ширину палубы в 36 метров и высоту от киля до палубы в 15 метров. Защищали линкор броневые полосы толщиной от 125 до 360 мм. В движение корабль приводился агрегатом чудовищной силы в 163 тысячи л.с. На крейсерской скорости в 32 км/ч «Тирцип» мог пройти без заправки 16.4 тысячи км. Экипаж стального монстра насчитывал 2.8 тысячи человек. Корабль был вооружен 8 х 380 мм пушками, 12 х 150 мм пушками, 32 зенитными орудиями, 72 пулеметами, парой 4-трубных торпедных аппаратов. Кроме того, «Тирпиц» имел собственную авиационную группу из 6 самолетов Arado Ar.196A-3 и одной палубной катапульты.
Линкор чудовищных размеров. |Фото: ru.pinterest.com.
В эксплуатацию судно ввели 25 февраля 1941 года. Боевые операции линкора начались в январе 1942 года. Рейх отправил корабль в воды в норвежские воды для охоты на арктические конвои, шедшие в советский Мурманск из Великобритании и США. Поначалу охота не ладилась. В марте 1942 года, пытаясь догнать идущий в Мурманск QP-8, «Тирпиц» смог потопить только один корабль, который оказался советским лесовозом… В июле того же года линкор гонялся за легендарным и трагично известным конвоем PQ-17. Хотя сам линкор конвой не догнал, командование союзников приняло решение рассредоточить грузовые суда из-за угрозы немецкого линкора. Это в свою очередь привело к тому, что корабли стали легкой добычей для более мелких немецких судов, подводных лодок и самолетов. В 1943 году любимый линкор Гитлера обеспечивал артиллерийское прикрытие во время высадки немецких войск на Шпицберген.
Представлял постоянную угрозу для конвоев. |Фото: foto-ram.ru.
Каких-либо значительных успехов в морских рейдах «Тирпиц» не достиг по той простой причине, что за ним постоянно охотился британский флот и ВВС. Первый подобный линкор «Бисмарк» был утоплен англичанами 27 мая 1941 года. Поэтому немецкое флотское командование натурально «тряслось» за любимчика и зачастую не решалось пускать его в дело. Страхи были не беспочвенны. В общей сложности британцы провели 14 морских и воздушных операций против «Тирпица». Октябрь 1942 года – операция «Title». Сентябрь 1942 года – операция «Source». Апрель 1944 года – операция «Tungsten». Далее в том же году весной и летом операции: «Planet», «Brawn», «Tiger Claw» и «Mascot». Сразу четыре операции в августе 1944: «Goodwood I», II, III и IV. И еще три осенью 1944: «Paravane», «Obviate» и «Catechism».
Перевернутый Тирпиц у берегов Норвегии. ¦Фото: foto-ram.ru.
Среди перечисленных налетов и рейдов были как полностью безрезультативные, так и частично успешные. Без преувеличения будет сказано, что Королевской флот и ВВС гоняли «Тирпица» по северным морям. Наиболее удачным оказался финальный цикл воздушный операций. В сентябре 1944 года в «Тирпиц» первый раз попали 5.5-тонной бомбой «Tallboy». Однако, корабль выжил. Еще одной бомбой линкор поразили 28 октября. Наконец, 12 ноября британские ВВС «настигли мамонта». В немецкий корабль угодило сразу три бомбы «Tallboy». Образовалась 60-метровая дыра в левом борту. Корабль завалился на борт и начал тонуть. Через 10 минут все было кончено. Уничтожения «Тирпица» сняло с союзных коммуникаций последнюю серьезную угрозу. Кроме того, англичане наконец смогли направить свои авианосцы к японским берегам на помощь США.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, для чего древние греки постоянно вытягивали свои корабли из воды на сушу.