Су-30СМ не просто работает в составе экипажа, но и в связках из многих единиц воздушной армии / Фото: iz.ru
Недаром говорят, что в одиночку в сражении далеко не зайдёшь. Тем не менее, есть плеяда героев, которые привыкли работать сами по себе, достигнув пика мастерства в управлении со штурвалом. Если такой пилот сам детально и щепетильно контролирует ситуацию вокруг него в небе, а напарник будет лишь сбивать его с толку, перетягивая одеяло на себя, то зачем большинство отечественных истребителей рассчитаны на двоих пилотов? Два кресла в кабине военных самолётов появились ещё во Второй Мировой войне, и произошло это как раз в целях урегулирования безопасности.
Представим Су-27, летящий высоко над землёй. Пилот только один, и нельзя наверняка выразить, что он испытывает в своей кабине. Становится ли с самолётом единым целым, получая вдруг в одночасье самые опасные средства атаки? Одиночество ли довлеет над ним, или же напротив, ощущение собственного превосходства над материей и самодостаточность?
Су-27 как неповторимый образец одиночной кабины и воплощение мечты героя-одиночки / Фото: tvzvezda.ru
Можно сказать, что одно он чувствует точно. Как носитель особенно тяжёлых вооружений, он испытывает груз ответственности. Не слишком сильно отличается эмоциональная составляющая и двух пилотов, которые находятся в кабинах Су-35С. Всех лётчиков в особенности внимательно обучают эмоциональной закалке и контролю собственных произвольных рефлексов. Но мы отодвинем эту сложную тему в сторону, и слегка сместим фокус. Зачем же во многих штурмовиках отечественного производства два кресла вместо одного? Безусловно, в Советском Союзе ценили сплочённость и коллективную силу. Однако такое объяснение было бы слишком притянутым за уши.
Задняя часть советских штурмовиков Ил-2 была их слабым местом. Противник без труда поражал хвостовое оперение, и лишал советский воздушный флот его действующих единиц одну за другой. Так впервые на военных самолётах стали внедрять дополнительное кресло, предназначенное для бортового снайпера, поражавшего приближающихся врагов. В то же время он мог без труда заменить и пилота, поскольку обладал всеми компетенциями солдата авиации.
Двухместный боевой самолёт / Фото: topwar.ru
Иногда напарник основного, главного лётчика консультировал его и давал необходимые подсказки в случаях спорных ситуаций. Во время воздушной схватки не до совещаний, поэтому давать рекомендации приходилось быстро и уверенно, без колебаний. Потери с появлением дополнительных лётчиков значительно снизились, но это только если говорить о потерях самолётов, которые обходились во времена Великой Отечественной Войны весьма дорого. Если до этого парные полёты практиковались в рамках учений и тренировок, то теперь двухместные кабины были обустроены на бомбардировщиках и других серьёзных тяжёлых истребителях. Потери солдат остались примерно на том же уровне, поскольку после того, как один штурмовик оказывался подбитым и уничтоженным, умирало сразу несколько специалистов.
Самолёт Ил-2 приобрёл дополнительное кресло пилота на рубежах Великой Отечественной Войны / grafiq.ru
Вместо одиночного пилота, который был и мозгом, и сердцем, и всеми остальными органами летательного аппарата, возник целый экипаж. Да, именно так можно смело назвать истребители Су-30СМ, Су-17 и Су-24. Штурман-оператор выполнял сопутствующие функции, и порой оберегал хвостовую часть от внезапных атак с помощью лично выделенной ему пушки. Интересно, что в те времена приходилось значительно перерабатывать устройство самолётов, чтобы внедрить дополнительное кресло и личное пространство для штурмана. Сегодня же все истребители с двухместной кабиной визуально не отличить внешне от одноместных: настолько они компактные и при этом вместительные. За многие десятки лет конструкторы значительно и весьма виртуозно переработали их конфигурации.
Су-17 истребитель на двоих / Фото: aviation21.ru
Штурман-оператор берёт на себя нисколько не меньшие по трудоёмкости задачи, нежели основной пилот, чьими силами аппарат держится в небе. Он выслеживает цели, подавляет и создаёт радиоэлектронные помехи, и сосредоточенно ведёт прицельный огонь по обнаруженным объектам. В его сфере деятельности немало подводных камней: это и роковой соблазн перепутать вражеский истребитель с дружественным в ненастную погоду или на большом расстоянии; нарушения в системе радийного сопротивления(что представляется самым вероятным с учётом тонкости вопроса); риски упущений во время пристального наблюдения за строгим строем воздушной эскадры. Пламя боевого порядка постоянно подстёгивают искры второго пилота. Даже нельзя сказать после всего перечисленного, почему последний второстепенен по отношению к первому. Это кажется неоправданным, однако тут же можно вспомнить, что первому приходится непрерывно маневрировать, что составляет основу мастерства первоклассного пилота.
Су-24 самолёт с двумя пилотами / Фото: rg.ru
Несмотря на порой некоторую разобщённость среди двух членов экипажа и возможность некоторых разногласий, наличие двух пилотов привнесло в систему самолёта более совершенную огневую мощь, направленную одновременно в направлении множества векторов. Второй лётчик также способствовал более совершенной навигации и мобильности самолёта. Два полушария истребителя - это его члены экипажа. Комплекс средств, за которые отвечает напарник основного лётчика, занимает много места в кабине, и включает системы радийного контроля, жизнеобеспечения и аварийного катапультирования. Су-30СМ зачастую играет роль главенствующего истребителя как раз за счёт обилия средств радиоэлектронной борьбы и возможности главенствовать и в воздухе, и на земле.
Можно предположить, что часть обозрения главного управляющего самолёта блокируется из-за всего комплекса технических устройств второго. Однако второй зорко следит за оставшейся частью переферии сражения, и восполняет своими функциями то, что первый не взял на себя изначально. Таким образом, они делят между собой воздушное и земное пространство, ведь могущественный тяжеловес Су-30СМ одинаково пронырлив и силен в обеих плоскостях.
Двухместная кабина Су-24 / Фото: expresssmart.ru
Перманентное освоение потенциала искусственного интеллекта не могло обойти стороной область военного дела. Как и у любой порядочной военной машины, у истребителя появился полностью цифровой бортовой помощник, играющий роль напарника. Однако этой технологии ещё есть, чему поучиться и дать фору опытному связисту и стрелку она ещё долго не сможет. Тем не менее, электронные спутники основных пилотов успешно выполняют некоторые из функций, которые изысканно берёт на себя второй лётчик. Бортовые компьютеры встроены в добрую треть всех одноместных кабин современных военных летательных средств.
Кабина Су-30СМ вблизи / Фото: topwar.ru
Если уж и затрагивать тему сложностей, возникающих между двумя настоящими пилотами, то с виртуальным напарником возникает в разы больше неувязок, часть из которых вообще представляется нереальным урегулировать на полной скорости. Конечно, зависит от темперамента и способности лётчика работать в связке со своим партнёром.
Двухместной модификацией обзаведётся и Су-57 / Фото: www.ixbt.com
Иногда экипаж создаёт монолитный и по-настоящему мощный костяк силы, который действует слаженно и непримиримо. Штурман порой берёт на себя управление, и выравнивает курс, когда дело не доходит до схваток. Нагрузка распределяется равноценно и равномерно. При этом оба остаются героями в равной мере, выходя из опасного столкновения невредимыми. А стремление к тому, чтобы взваливать всё на себя и действовать своими силами характерно для настоящих индивидуалистов и талантов военного дела. Такие остаются на вес золота, в то время как спаянные экипажи штурмовиков распределяют на четырёх плечах задатки одного прогрессивного лидера.
Если вам понравился материал, не пропустите:
Китайские танки: для единства, максимальной мощи и экспорта