Время не стоит на месте, наука и техника также непрерывно вносят в нашу жизнь перемены. Так, и в авиации сегодня все внимание сосредоточено на пятом поколении, боевых беспилотниках и гиперзвуке. Однако рядом с инновациями все еще успешно держатся в небе старые, но все ещё надёжные штурмовики. Вот только их судьба в авиатехнике будущего весьма туманна.
Сложно предугадать судьбу штурмовиков в 21 веке. /Фото: warhead.su
Штурмовики уже не одно десятилетие служат верой и правдой в армиях мира. Но рождением своим они обязаны Холодной войне. И если в тех непростых условиях советские и американские проекты – Су-25 и А-10 соответственно – слыли довольно многообещающими, то в современных условиях целесообразность их использования все чаще оказывается под сомнением.
Самый известный советский штурмовик - Су-25. /Фото: structure.mil.ru
США остановили разработку штурмовиков в 1980-е, в СССР попытки модернизации Су-25 прекратились только в середине 1990-х годов. Причиной этих перемен стал все тот же прогресс в ВПК – если ранее сущность и общие возможности ПВО позволяли считать штурмовик актуальным и нужным, то сегодня эта тенденция неотвратимо меняется, поэтому и положение самолетов этого типа серьезно пошатнулось.
Американцы старались заменить А-10 в сжатые сроки. /Фото: vpk.name
Проблема применения штурмовиков состоит в том, что современная противовоздушная оборона способна уничтожить даже самую бронированную машину. Единственную возможность переломить ситуацию в этом случаи большинство специалистов видят в применении «стелс»-технологий.
Помимо этого уровень развития современного истребителя позволяет применять его, в том числе, в сбрасывании бомб, причем делает он это так же успешно, как и штурмовик. Поэтому сегодня ряд исследователей склоняется к мнению, что и А-10, и Су-25 можно использовать разве что в качестве поддержки войск в локальных конфликтах. Но и здесь им на пятки давно наступают более дешевые ударные самолеты, так называемые COIN (Counter-insurgency aircraft).
Ударный самолёт А-29 COIN. /Фото: warhead.su
Справедливости ради стоит сказать, что кусающаяся цена на штурмовики также является немаловажной причиной постепенного угасания интереса к штурмовикам. Ведь это в период Холодной войны на военно-промышленный комплекс не жалели ресурсов, прежде всего денежных.
Сегодня же ситуация изменилась. Кажется более простым и одновременно целесообразным решением обратить внимание на те же легкие кукурузники, которые могут сбрасывать бомбы с высоты нескольких километров — там, где его не достанет даже ПЗРК. Одним из самых ярких примеров использования подобной авиации был в Ираке – там применяли так называемые «воздушные тракторы» AT-802U, на которые можно поставить станцию наведения управляемого оружия.
Воздушный трактор AT-802U. /Фото: factmil.com
При всем при этом, штурмовики пока не собираются окончательно «выбрасывать» на свалку истории. Так, например, Россия до сих пор имеет заказы на поставку Су-25, в том числе его модифицированные модели. Кроме того, предпринимаются попытки модернизировать штурмовики, в том числе с целью снижения их себестоимости. Ярким примером таких разработок является проект Textron AirLand Scorpion – переработка учебного самолета в штурмовой.
Самолёт Textron AirLand Scorpion. /Фото: bizjournals.com
Советский авиация оставила легендарное наследие: «Пятерка» советских самолетов, которые помогали стране достичь господства в небе