Несмотря на то, что кинематограф зачастую основывается на реальной жизни, вымысла в нём всё-таки много, даже если речь идёт о таком жанре как детективы. Однако и такие фильмы и сериалы не застрахованы от появления клише, которые трудно назвать хотя бы приближёнными к действительности. Скорее, даже наоборот - некоторые сюжетные ходы настолько закрепились в жанре, что их ошибочно считают правдой и в обычной жизни. Вашему вниманию 6 популярных штампов из детективного кино, которые не имеют отношения к реальности.
1. Гениальность серийных убийц
Мало кто из реальных маньяков так же умны, как киношный Ганнибал Лектер. /Фото: pikabu.ru
Очень часто в детективном кино маньяков-серийников изображают одними из самых умных людей во всём сюжете - мол, именно поэтому они могут годами ускользать от правосудия. А на самом деле, серийные убийцы в реальной жизни не особо отличаются интеллектуально от большинства людей: по информации редакции novate.ru, исследования специалистов показывают, что IQ этих преступников равен средним показателям по отношению ко всем людям. Конечно, среди них также попадались довольно эрудированные, образованные люди, однако в большинстве случаев их много лет ловили больше из-за недостатка улик или других проблем правоохранительной системы.
2. Надёжность дактилоскопии
Надёжность дактилоскопии сильно преувеличена в кино. /Фото: migranty.org
Если посмотреть, пожалуй, любой детективный сериал или фильм, то там можно найти сюжет, где ключевым, самым точным и неопровержимым доказательством вины человека становится результат дактилоскопической экспертизы. Причём нередко хватает всего одного отпечатка, чтобы вычислить преступника. Но в действительности этот тип проверок улик не настолько безупречен и надёжен: так, часто экспертам приходится работать со смазанными отпечатками, что затрудняет идентификацию. К тому же, мнение об уникальности рисунка на пальцах также несколько преувеличен - оказывается, в мире есть люди с удивительно похожим узором. И хотя это единичные случаи, ошибки в следствии из-за этого всё-таки происходили.
3. Работа с изображениями
Такие качественные изображения в распоряжении следствия бывают только в фильмах. /Фото: besthard.ru
Когда в детективных сериалах нужно как следует рассмотреть лицо преступника или номер машины на фото или записи с камеры видеонаблюдения, криминалисты могут увеличивать картинку чуть ли не до бесконечности. Но что самое интересное - она остаётся довольно чёткой, и это позволяет увидеть каждую необходимую для следствия деталь. В реальности такие способности у изображений отсутствуют, а разрешающие возможности камер ограничиваются их техническими характеристиками. Поэтому картинок с настолько хорошей детализацией из стандартной камеры с крыльца магазина или холла торгового центра получить попросту не получится.
4. Сбор улики с места преступления детективами
В реальности следователи и эксперты занимаются каждый своим делом. /Фото: lifehacker.ru
В различных детективных сериалах следователей любят изображать мультифункциональными работниками - в первую очередь, это проявляется в их способности работать с доказательствами так же успешно, как это делают криминалисты. Причём они прекрасно ориентируются как на месте преступления, когда улики только собираются, так и в лаборатории и даже морге. Но если бы так было в обычной жизни, то качество следствия значительно снизилось, ведь каждый должен заниматься тем, что действительно умеет. Поэтому реальное взаимодействие следователей с судмедэкспертами и самими уликами куда менее плотное, чем в кино, и выводы о том, где искать преступника, они делают, не глядя в микроскоп, а читая готовые отчёты экспертов.
5. Процесс отслеживания местонахождения звонящего
Висеть на телефоне уже давно не надо. /Фото: lifehacker.ru
Ещё один очень популярный штамп в детективах: для того, чтобы отследить, где находится человек, который звонит другому персонажу прямо сейчас, его просят как можно больше затянуть время разговора. Справедливости ради, когда этот сценарный ход только появился, то есть несколько десятилетий назад, такой способ действительно мог использоваться в реальной жизни. Но сейчас, при нынешнем развитии технологий, он сильно устарел, и смысла в нём нет, ведь при наличии знаний и оборудования эксперт отследит телефон даже с выключенным GPS.
6. Меловой контур вокруг погибшего
Сегодня такие контуры не используются, да и раньше их делали не для следствия. /Фото: depositphotos.com
Трудно сказать, сколько лет существует это кинематографическое клише - чтобы продемонстрировать положение труда, его обводят мелом. И хотя сегодня он перешёл в разряд юмористических штампов, используют его до сих пор. Вот только в реальной жизни таки образом криминалисты себе, скорее, усложнят работу, а не облегчат: если рисовать меловой контур до проведения осмотра, то можно затоптать улики, а после им это попросту не нужно. Впрочем, нельзя сказать, что этот штамп в детективах появился сам по себе: полицейские в далёком прошлом действительно использовали такие контуры, но не для собственных нужд, а для журналистов, которые хотели заснять место преступления, ведь пускали их туда только после окончания работы экспертов.
Интересное видео с нашего канала:
К дополнение к киношной теме: Какие спецэффекты были созданы на заре кинематографа больше 100 лет назад, а используются до сих пор