Последним тяжелым танком Советского Союза стал ИС-5 («Объект 730»), увидевший свет в 1953 году. Впрочем широкому кругу людей данная машина известна под другим индексом. Дело в том, что еще в 1952 году танк переименовали в ИС-8, а уже в ноябре 1953 года - в Т-10. Официально очередное переименование было связано с тем, что «пятерка» («восьмерка») получилась по счету 10 тяжелым танком, разработанным в СССР. Так или иначе, но именно под этим названием машина вошла в отечественную историю и прослужила аж до 1993 года.
После войны тяжелые танки быстро устаревали. |Фото: steamcommunity.com.
В 1949 году перед конструкторским коллективом Челябинского тракторного завода была поставлена задача по созданию нового тяжелого танка. Перспективная боевая машина должна была заменить стремительно устаревающие ИС-2, ИС-3 и ИС-4. В послевоенные годы танкостроение развивалось бурными темпами, а потому все перечисленные тяжелые танки к началу 1950-х уже признавались недостаточно надежными, защищенными, проходимыми и маневренными. За основу нового танка решили взять модель ИС-5, разработка которой начиналась еще в 1944 году на Челябинском Опытном заводе №100. Однако, из-за сложности проект в условиях военного времени свернули, отдав предпочтение более простым машинам.
Последний Сталин был разработан достаточно быстро. |Фото: warspot.ru.
Главным конструктором над «Объектом 730» был назначен Жозеф Яковлевич Котин. Технический проект будущей машины подготовили за 2 месяца в апреле 1949 года. Спустя непродолжительное время была выпущена и первая установочная партия из 10 машин. Ей устроили войсковые испытания, которые помогли выявить широкий перечень недостатков. Среди прочих танк был жестко раскритикован комиссией за недостаточный ресурс двигателя. Машину отправили на доработку, которая продолжалась до 1952 года.
На вооружение танк приняли в декабре 1953 года. Выпускали Т-10 на двух предприятиях: Челябинском тракторном заводе и Кировском заводе. В последствии машина неоднократно модернизировалась. С 1960-х годов улучшенные версии Т-10 получали приставки «А», «Б», «БК», «МК» и «М». Что интересно, исследователи отечественной бронетехники до сих пор спорят о том, сколько всего Т-10 было произведено. По одним данным последний тяжелый танк СССР вышел в свет в количестве до 1.5 тысяч единиц. По другим данным, произведено таких танков было не менее 8 тысяч единиц.
Неоднократно модернизировался. |Фото: legguns.ru.
Базовая модель Т-10 имела массу в 50 тонн и габариты 9.7х3.5х2.4 метра. Клиренс танка составлял 456 мм. Корпус тяжелой боевой машины сваривался из катанных и штампованных броневых плит. Бронирование машины был выполнено по рациональной схеме, лобовую часть корпуса выполнили по схеме «щучий нос». Башня танка была литой с формой обводов для уменьшения последствий воздействия ударной волны атомного взрыва. В самых толстых местах броня корпуса достигала 120 мм, броня башни – 250 мм. Вооружили Т-10 122-мм нарезной пушкой Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров. К главному орудию в Т-10 прилагался боекомплект в 30 снарядов. Наводить орудие помогал прицел ТШ-2-27. Выстрел из Д-25ТА осуществлял при помощи ручного или электромеханического спуска. Из дополнительного вооружения имелась пара (спаренный и зенитный) тяжелых пулеметов ДШКМ калибра 12.7 мм оснащенных коллиматорными прицелами К10-Т. Боезапас пулеметов составлял 1 000 патронов (по 50 в ленте).
Серьезная была машина. |Фото: arsenal-info.ru.
В движение 50-тонный исполин приводился дизельным двигателем В-12-6 мощностью 700 л.с. Установка имела V-образную конструкцию, жидкостное охлаждение, 12 цилиндров, а ее рабочий объем составлял 38.8 литров. С ней танк использовал 8-ступенчатую коробку передач планетарного типа с гидравлическим управлением. Ходовая часть машины была представлена торсионной подвеской, с каждой стороны танка располагалось по 7 опорных катков и по 3 поддерживающих катка. Ведущими у машины были задние колеса, зацепление гусениц – цевочное. Ширина гусеницы – 720 мм. Удельное давление на грунт у базовой модели Т-10 составляло 0.77 кг/кв.см. Удельная мощность танка – 14 л.с/т. На шоссе «десятый» разгонялся до 42 км/ч и имел запас хода до 200 км. Танк мог преодолевать стенки до 0.8 метров, рвы до 2.7 метров и брод до 1.5 метров.
Последние стоят по музеям. ¦Фото: novyefoto.ru.
Как уже было отмечено в начале, Т-10 стал последним советским тяжелым танком. Эпоха классического разделения бронетехники на три семейства уходила. Весь мир переходил на использование концепции универсальных ОБТ. Тем не менее, для своего времени «десятка» оказалась достойной боевой машиной. По своим характеристикам советский Т-10 был вполне сопоставим с американским тяжелым M103 и британским FV 214 «Conqueror» разработки 1950-х годов. При этом по ряду параметров, в частности по своим ходовым качествам, советская машина даже превосходила лучшие западные образцы. При установке новых систем управления огнем и динамической защиты старенький Т-10 не терял своей актуальности вплоть до начала 1980-х годов. Главным же минусом машины на протяжении всей истории оставались относительно небольшие углы вертикального наведения.
В этом Т-10 проигрывал и американским, и британским аналогам. Ну, а к началу 1990-х годов «последний десятый» устарел окончательно и был снят с вооружения. Сегодня машину можно увидеть на ряде памятников и постаментов в бывших советских республиках, а также в нескольких музеях: в Центральном Музее Вооруженных сил в Москве, в Музее истории Украины во Второй мировой войне в Киеве, на ИКК «Линия Сталина» в Беларуси, а также в некоторых других местах.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, с какими двумя перспективными танками Россия распрощалась ради Т-14 «Армата».