![Почему люди принимают неверные решения. Почему люди принимают неверные решения.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-05.jpg)
Почему люди принимают неверные решения.
Зачастую люди задаются вопросом, почему что-то пошло не так, как задумывалось. Оказывается, что в этом, возможно, нет осознанной вины людей. Психологи выделили несколько явлений, которые влияют на принятие решений, и дают объяснение психологическим парадоксам. Знание этих вещей позволит избегать неверных решений.
1. Эффект неоднозначности
![Эффект неоднозначности. Эффект неоднозначности.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-01.jpg)
Эффект неоднозначности.
Эффект неоднозначности - явление, при котором люди принимают решения на основе того, что они знают о результатах. Если человек представлен перед выбором и знает результат одного из вариантов, то он выберет его, вне зависимости от того, насколько выгодным может быть другой вариант. К примеру, когда речь заходит об инвестировании в фондовый рынок, люди будут сначала вкладываться в старые, хорошо известные акции, а не в новые технологии, которые могут принести небывалые доходы, а могут и полностью обанкротиться.
2. Эффект IKEA
![Эффект IKEA. Эффект IKEA.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-02.jpg)
Эффект IKEA.
Очередной ужасный свитер, связанный бабушкой к Новому году, воспринимается с улыбкой и теплотой. Это самый яркий пример так называемого эффекта IKEA. Этот феномен выражается в том, что люди зачастую непропорционально высоко оценивают стоимость или значение вещей, к созданию которых они имеют отношение. Название явление получило от шведской компании IKEA, продающей мебель, которую необходимо далее собирать вручную. Зачастую такая мебель стоит дороже готовой.
3. Рифма
![Рифма. Рифма.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-03.jpg)
Рифма.
По результатам исследования, проведенного Lafayette College, люди расценивают фразы, которые рифмуются, как более правдивые и более точные. Также это верно по отношению к броским фразам, которые, что называется, "прилипают к языку". К примеру, участники исследования сочли фразу "финансовый успех делает людей здоровее" маловероятной, то фраза "богатей и становись здоровей" нашла явный отклик. Когда слоган какой-либо продукции рифмуется, то этот продукт вызывает больше доверия.
4. Иллюзия кластеризации
![Иллюзия кластеризации. Иллюзия кластеризации.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-04.jpg)
Иллюзия кластеризации.
Иллюзия кластеризации — название, которое было дано заблуждению, в ходе которого люди видят некие закономерности в наборе случайных происшествий, даже когда между ними нет никакой взаимосвязи. Иллюзия вырабатывается тогда, когда человек замечает что-то, что является абсолютно случайным, и начинает выстраивать какие-то закономерности. Примером тому является лотерея: когда 3 тиража подряд выпадает число "1", то на 4 розыгрыш большинство людей начнут отмечать единицу в билетах.
5. Асимметричное доминирование и эффект приманки
![Асимметричное доминирование и эффект приманки. Асимметричное доминирование и эффект приманки.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-05.jpg)
Асимметричное доминирование и эффект приманки.
Этот эффект проявляется тогда, когда люди выбирают один из двух вариантов, сравнивая их оба с третьим вариантом. Приведем пример выбора между двумя ресторанами. В одном из них очень хорошая еда, но до него далеко добираться. Другой находится рядом, но еда в нем не настолько хорошая. Довольно трудный выбор? До тех пор, пока не появляется третий вариант - ресторан с действительно плохой едой на расстоянии где-то между двумя первоначальными ресторанами. Сравнение первых двух вариантов с третьим полностью меняет результат. Изначально вопрос стоял так: качество еды или расстояние до ресторана. В случае с 3 вариантами, вопрос превращается в "какой ресторан превосходит два других", и очевидным выбором становится ресторан, в котором более лучшая еда, нежели в среднем ресторане, а также который более удобен, чем отдаленный ресторан.
6. Дефицит эмпатии
![Дефицит эмпатии. Дефицит эмпатии.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-06.jpg)
Дефицит эмпатии.
Это общепризнанная проблема. Люди судят о всем "со своей колокольни" и просто не пытаются поставить себя на место другого человека. Подобный эффект часто приводит к тому, что родители недооценивают потребности своих детей. Дети воспринимают мир совсем иначе, чем взрослые, но взрослые могут легко забыть принять это во внимание.
7. Эффект Пельцмана
![Эффект Пельцмана. Эффект Пельцмана.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-07.jpg)
Эффект Пельцмана.
Названный по имени профессора университета Чикаго Сэма Пельцмана, эффект приводит к тому, что слишком много устройств, связанных с увеличением безопасности, а также излишнее количество требуемых правил техники безопасности вызывают больше несчастных случаев и травм из-за чувства ложной неуязвимости. Когда человек чувствует себя неуязвимым, то он начинает принимать более рискованные решения. Например, ношение ремней и шлема может привести к более опасному вождению, потому что люди начинают чувствовать себя более защищенными, когда одевают защитную амуницию.
8. Гипотеза справедливого мира
![Гипотеза справедливого мира. Гипотеза справедливого мира.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-08.jpg)
Гипотеза справедливого мира.
Ужасные вещи происходят каждый день, и зачастую с этим просто ничего нельзя поделать. Это оставляет обычным людям только один вариант — списывать все на общую атмосферу современности, к которой приписывают даже явно плохие понятия. Именно поэтому люди предполагают, что женщины, которые являются жертвами сексуального насилия или насилия в семье, якобы "сами виноваты" или провоцировали это. Вера в справедливый мир означает, что люди должны оправдать некоторые довольно ужасные вещи.
9. Эффект экономии времени
![Эффект экономии времени. Эффект экономии времени.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-09.jpg)
Эффект экономии времени.
Логично предположить, что если ездить быстрее, то до конечного пункта доберешься быстрее и сэкономишь кучу времени. Реальность на самом деле гораздо сложнее. В ходе психологических исследований было установлено, что следующее: когда человек ведет машину с разумной, относительно низкой скоростью и понимает, что он опаздывает, то он увеличивает скорость. Проблема в том, что люди обычно значительно недооценивают, сколько времени они сэкономят за счет даже небольшого ускорения. Данный эффект резко меняется когда скорость уже набрана — это заставляет людей переоценивать количество сэкономленного времени.
10. Эффект Даннинг-Крюгера
![Эффект Даннинг-Крюгера. Эффект Даннинг-Крюгера.](https://novate.ru/files/u34476/phenomena-that-cause-10.jpg)
Эффект Даннинг-Крюгера.
Эффект Даннинг-Крюгера является психологическим парадоксом. Люди, которые имеют низкий уровень квалификации, делают неправильные выводы, а также принимают неудачные решения. Однако они не могут осознать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации. Подобное непонимание своих ошибок приводит к тому, что ошибающиеся люди убеждены в собственной правоте. Соответственно, это приводит к повышению самоуверенности и чувству своего превосходства. Что парадоксально, на самом деле компетентные люди склонны сомневаться в себе, а также своих способностях и решениях.
В продолжение темы 10 научных объяснений поведения людей, которое иногда может показаться странным . Почему люди не вовремя не меняют закончившийся рулон туалетной бумаги, смеются, когда стоило бы плакать, влюбляются в психопатов и делают другие, не менее странные вещи.
Обратите внимание:
Комментарии
-
Жанна Фетисова 10.01.2016 14:56Люди в основном не задумываются, о действуют на автопилоте. Инстинкты и зрительные образы, а также чужое авторитетное мнение берут верх над здравым смыслом. По моим скромным наблюдениям люди эти те же животные только иногда чуть больше соображают. Основные инстинкты такие как секс знакомства и удовлетворение низменных потребностей, вот основные приоритеты человеческого мира.
0