Каждый раз, когда речь предметно заходит о Сахалине, рано или поздно начинают говорить о строительстве моста на самый восточный остров Российской Федерации. В том или ином виде данный инфраструктурный проект хотели реализовать еще с царских времен. Плотнее всего проблематикой перспективного сахалинского моста занимались в СССР, однако построить ничего так и не смогли. В России возможность строительства моста горячо обсуждается с 1999 года, однако пока никаких заметных подвижек в данной теме нет.
1. Очень краткая история Сахалина
В России первым о Сахалине узнал землепроходец Василий Поярков. |Фото: yandex.ru.
Сахалин был открыт русскими путешественниками в 1742 году. Правда, тогда еще никто в России не знал, что это остров. Убедились в этом только 1849-м. Долгое время на остров не претендовала ни Россия, ни Япония. Изменилось это лишь в 1875 году, когда был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Сахалин отходил к Российской империи, а все Курильские острова – к Японии. В 1905 году по итогам печально известной Русско-японской войны был подписан Портсмутский договор, по которому Сахалин южнее 50-ой параллели отходил к Японской империи. Уже в 1920 году Япония захватила и северную часть острова, воспользовавшись гражданской войной в России. В тот же год на континентальной части РСФСР проводились инженерные изыскания для строительства перспективного моста на восточный остров. Однако, в конечном итоге от проекта отказались из-за японской оккупации региона и повышенной сейсмической активности.
Южный Сахалин был утрачен по итогам Русско-японской войны. |Фото: mail.ru.
Однако, уже в 1925 году советская дипломатия смогла вернуть оккупированную империей Восходящего солнца часть острова. 8 августа 1945 года исполняя союзные обязательства перед США, Советский Союз вступил в войну с фашистской Японией. 25 августа по итогам Южно-Сахалинской операции СССР вернул часть острова, утраченного Российской империей в 1905 году. Также по итогам войны к СССР отошли Курильские острова. А уже в 1950 году на Сахалин начали строить подземный тоннель. Однако, реализации крупного инфраструктурного проекта помешала смерть Сталина и амнистия заключенных 1953 года. Так как значительную часть рабочей силы на проекте были именно ЗК, стройка де-факто остановилась, после чего проект перестали поддерживать и в коридорах Кремля.
2. Сколько мостов на самом деле связывает японские острова?
Между центральным островом Хонсю и северным Хоккайдо мостов нет, только ж\д тоннель. |Фото: ya.ru.
Сегодня на Сахалине живет 490 тысяч человек. Плотность населения Сахалинской области составляет 6.2 человека на кв.км. Для сравнения: плотность населения Московской области – 192.7 человека на кв.км. Так или иначе отсутствие моста или тоннеля на Сахалин заставляет многих граждан абсолютно заслуженно критиковать и сокрушаться. При этом некоторые приводят в сравнение Японию, крупные острова которой якобы связаны множеством мостов. Это действительно так, однако лишь отчасти.
3 моста есть между центральным Хонсю и южным Сиккоку, а также один мост между Хонсю и Кюсю. |Фото: ya.ru.
Япония состоит из четырех больших островов: центрального Хонсю, северного Хоккайдо, южного Сикоку и юго-западного Кюсю. Так вот острова Хонсю и Хоккайдо никакими мостами в Японии не соединены в принципе. Между ними есть подводный тоннель протяженностью 23 км. В остальном транспортное сообщение осуществляется паромным способом. Центральный Хонсю соединен автомобильным мостом с юго-западным Кюсю. Вот только пролив между островами достаточно узкий – всего 650 метров. При этом помимо моста там же действуют старые-добрые паромные переправы. Несколькими мостами Хонсю соединен только с южным островом Сикоку. При этом ни одного моста или тоннеля нет между лежащими рядом Кюсю и Сикоку, только паромное сообщение… Итого крупные японские острова соединяются всего 4 мостами и 1 тоннелем. Впрочем, некоторые язвительно заметят, что это все еще в 5 раз больше сухопутных артерий, чем между Сахалином и континентальной Россией.
3. В чем проблема строительства моста до Сахалина?
Людей на Сахалине относительно площади острова не так уж много. |Фото: sakhalinmedia.ru.
В самом узком месте от Сахалина до континентальной России – 7 км. Мост такой протяженность, – это, мягко говоря, не самая дешевая и простая стройка века. Конечно, строительство такого моста отнюдь не невозможно. Например, современный крымский мост имеет длину 19 км. А протяженность самого длинного надводного моста составляет 55 км. Построен такой был в 2018 году в Китае между Гонконгом (островом, а не районом) и Чжухаем. При этом регион Сахалина сложный и даже опасный для подобной стройки. Опять-таки реализация проекта не невозможна, однако есть множество факторов, усложняющих и удорожающих перспективную стройку.
На сегодняшний день мост строить не выгодно. ¦Фото: megapalacehotel.com.
И здесь возникает главная проблема: а зачем такой дорогой мост нужен? При всех громких разговорах за последние 30 лет каких-то особенных планов на Сахалин у российской власти (видимо) нет. А потому и строительство моста не имеет целесообразности с экономической точки зрения. Вот если бы регион эксплуатировался экономически с куда больше эффективностью, то любые вложения в инфраструктуру были бы абсолютно оправданы. Но в нынешней ситуации увы, и ах. Строить дорогущий мост «чтобы был» или «просто для людей», к сожалению, никто не будет ни в одной стране.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про сахалинский тоннель: как советские заключённые превращали Японию в континент.