В истории советского авиастроения найдётся немало знаменитых самолётов, которые даже получили статус культовых. Среди них своё почётное место занимает и биплан Ан-2. Легендарной эта машина стала не просто так: «Аннушку» эксплуатируют уже более 75 лет, а она и не думает уходить ни с неба, ни с конвейера авиазавода. Впрочем, статус долгожителя — это далеко не единственное, чем этот известный советский биплан может удивить.
1. О месте Ан-2 в истории конструкторского бюро Антонова
Самый первый самолёт знаменитого советского конструктора. /Фото: maximonline.ru
Ан-2 является уникальной вехой в истории советского ОКБ-153, которым руководил авиаконструктор Антонов, ведь именно эта небольшая машина стала первым детищем этого бюро и лично легендарного инженера. Интересно, что сама идея такого биплана Антоновым была предложена намного раньше, чем её воплотили в жизнь. А всё потому, что изначально начальство этот концепт не заинтересовал, так как его посчитались неактуальным. Однако уже в первые послевоенные годы о проекте конструктора Антонова вспомнили - тогда в нём уже нуждались.
2. О необычной обшивке крыльев Ан-2
У Ан-2 крылья обтягивают парусиной. /Фото: fishki.net
Проектирование даже такого, относительно несложного в конструкции биплана не обошлось без реализации интересных задумок. Так, например, с целью снижения общей массы от цельнометаллической обшивки оказались в пользу альтернативных материалов. И если использование, например, дерева в фюзеляже вряд ли кого-то удивит, то крылья, обшитые... тканью куда более нетривиальны. Впрочем, использование парусины в Ан-2 на его технических характеристиках не сказалось - за счёт достаточно сильной механизации крыла Ан-2 может похвастаться малым разбегом для взлёта и посадки.
3. О силовой установке «Аннушки»
Двигатель, поднимающий биплан в небо. /Фото: wikipedia.org
Интересна история и двигателя для Ан-2, ведь поставили на него мотор АШ-62ИР, который ранее стоял на довоенном истребителе И-16. Двигатель не был чисто советской разработкой, а лицензионной версией амриканского Wright R1820. И были у этого мотора как плюсы, так и минусы: среди первых - возможность работать не только на авиационном бензине, но и на автомобильном топливе 92-й октавы. А вот недостатком долго был высокий расход этого топлива: по данным редакции novate.ru, в оригинальном виде мотор потреблял аж 200 литров в час. Однако сегодня этот показатель вдвое меньше, за счёт замены инжектором карбюратора.
4. О «малой, но удалой» скорости биплана
Пусть он медленный, зато летает стабильно. /Фото: myskillsconnect.com
Биплан Ан-2 не отличается выдающимися техническими характеристиками. Например, его крейсерская скорость достигает всего 180 км/час, что частенько делало «Аннушку» объектом шуток среди пилотов. Однако недостаток скоростных показателей биплан компенcируется поразительной стабильностью машины в полёте и отличными характеристиками по управляемости.
5. О первых эксплуатантах Ан-2
Ан-2 на страже лесов, современный вид. /Фото: wikipedia.org
Несмотря на то, что традиционно Ан-2 используется едва ли не во всех сферах, где вообще может применяться авиация. Однако широта применения этого биплана набиралась постепенно. Так, первые сошедшие с конвейера ещё в 1949 году экземпляры отдали довольно неожиданному эксплуатанту - Министерству геологии СССР, решив проверить его именно на его нуждах. И лишь через год Ан-2 стали поставлять и в авиапарк «Аэрофлота», и в армию.
6. О востребованности Ан-2 на коротких рейсах
На коротких рейсах Ан-2, особенно в советский период был просто незаменим. /Фото: interfax.ru
Возможности Ан-2, помимо использования в армии, позволяют также активно эксплуатировать на коротких пассажирских рейсах. Особенно он актуален в местах, где физически невозможно построить большие аэродромы: например, в небольших населённых пунктах также используется малая авиация, которая отличается относительной дешевизной билетов, а работали на коротких маршрутах. Удобств на борту, конечно, было не дождаться, однако для местных линий, где в полёте проводили пару часов, Ан-2 всё равно подходили.
7. О местах производства «Аннушек»
Китайский Ан-2. /Фото: logist.today
На протяжении истории Ан-2 его изготовляли сразу в нескольких местах. Первым был киевский завод №473, а уже через семь лет после начала производства самолёта, лицензию на него предоставили китайцам, которые выпускали его целых 55 лет. Но была и третья-страна производитель - это Польша, и, что самое интересное, изготовленные там Ан-2 поставляли на эксплуатацию обратно в СССР.
8. О размахе зарубежной эксплуатации Ан-2
Аннушки летали в десятках стран мира. /Фото: rbk.ru
Важно отметить, что известность и актуальность Ан-2 в различных отраслях авиации на разных этапах своей долгой истории имела далеко за пределами стран Восточной Европы и Китая. Так, его частенько поставляли в государства так называемого третьего мира. Однако и ряд довольно развитых стран импортировали советский биплан для своих нужд - среди них были Англия, Франция, Нидерланды и Южная Корея. Всего же, по информации редакции novate.ru, экспорт Ан-2 осуществлялся в 26 государств.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме истории заимствования отечественных лётных машин для авиации Поднебесной: Су-27 по-китайски и другие копии российских и советских самолётов