
Осень 1939 года запомнилась Британии не только началом Второй мировой войны, но и событием, которое на долгие годы стало примером военного авантюризма, граничащего с безумием. В те времена Скапа-Флоу, главная военно-морская база Королевского флота на Оркнейских островах, считалась чем-то вроде морской цитадели, укрепленной до абсурда. Однако в ночь с 13 на 14 октября всё изменилось. Немецкая подлодка U-47, ведомая Гюнтером Прином, проскользнула сквозь цепь островов, барьеров и сетей, словно тень, и нанесла удар, которого британцы не ожидали в принципе.
1. Что собой представляла Скапа-Флоу

Гавань Скапа-Флоу стала естественным укрытием для британского флота
Если попробовать объяснить значение бухты для Британии в двух словах – это был морской щит. География сделала эту гавань естественным укрытием для флота. Огромный залив, окружённый островами, давал возможность спрятать целую армаду боевых кораблей. Здесь базировался Гранд-Флит в годы Первой мировой, здесь же позже затопили интернированные немецкие линкоры, превратив Скапа-Флоу в своего рода музей подводных обломков.
Перед началом Второй мировой британцы усилили охрану базы до предела. Проливы перекрыли затопленными судами, между ними натянули противолодочные сети. На берегах установили батареи, а в воде – гидрофоны. Всё, казалось бы, идеально: ни одна подводная лодка не прорвётся. По крайней мере, так думали в Лондоне.
2. Кем был Гюнтер Прин

Гюнтер Прин реализовал прорыв подлодки U-47 в Скапа-Флоу
История немецкого капитан-лейтенанта Прина – это история моряка, который не любил стандартных операций. Ему было тесно в рамках простого патрулирования. Когда командование Кригсмарине предложило дерзкий рейд в самое логово британского флота, Прин не раздумывал. Субмарина U-47 типа VIIB, на тот момент технический эталон подводного флота, стала его орудием.
Эта подлодка была достаточно маневренной и имела серьёзный запас хода. Вооружение позволяло атаковать цели как из-под воды, так и с надводного положения. Прин понимал – миссия практически смертельная. Но риск был частью его натуры. Впрочем, экипаж, возможно, думал иначе. Хотя, будучи военными моряками, они подписались на такую судьбу добровольно.
3. Как U-47 пробралась в Скапа-Флоу

Подводная лодка U-47, осуществившая дерзкий рейд в защищенную британскую гавань
13 октября 1939 года, под покровом темноты, U-47 вышла из Киля. Маршрут был построен точно и скрупулёзно. Штурман не только держал курс на север Шотландии, но и учитывал приливы, прогноз ветров, положение остовов затонувших судов, о которых знали только по разведывательным данным и старым картам.
Подлодка шла на минимальной скорости, чтобы гидрофоны англичан не засекли вибрацию. К ночи экипаж оказался у пролива Кирк-Саунд. Это место считалось полностью закрытым: там стояли остатки затопленных кораблей, ржавые борта которых торчали из воды. Но прилив поднял уровень моря, и Прин, рискуя зацепить корпус за железные остовы, медленно провёл U-47 сквозь мёртвый лабиринт.
Внутри гавани обнаружилось, что большинство британских кораблей ушли в море. Казалось бы, рейд потерял смысл. Но среди мрака на якоре оставался один гигант – линкор HMS Royal Oak.
4. Потопление Royal Oak

Линкор Royal Oak водоизмещением более 29 тыс. тонн
Royal Oak не был новейшим кораблем, но все еще оставался мощной боевой единицей. Его водоизмещение превышало 29 тыс. тонн, на борту – более 1200 человек. Многие из них – юнги, новобранцы, совсем ещё мальчишки.
U-47 вышла на позицию атаки. Первая залповая торпеда угодила в нос линкора, но толком не сработала – раздался лишь слабый взрыв. На борту подумали, что это внутренний инцидент. Однако через несколько минут Прин приказал произвести второй залп. Три торпеды, выпущенные подряд, попали в цель. Royal Oak начал заваливаться на бок.
Сигналы тревоги были бесполезны – всё произошло слишком быстро. Линкор пошёл ко дну за 13 минут. Погибли 833 моряка. Многие так и остались в своих каютах – времени на эвакуацию почти не было.
5. Побег не менее сложный, чем атака

Уход U-47 с места атаки под покровом ночи
Если проникновение в бухту было сложным, то выход оказался почти невозможным. Британцы моментально подняли тревогу. Прожекторы, моторные катера, сигнальные ракеты – весь Скапа-Флоу проснулся.
Но U-47 не стали искать новые пути отхода. Прин принял парадоксальное решение: уйти тем же маршрутом, каким пришли. Пока британцы прочёсывали основные выходы, подлодка медленно отползла обратно через Кирк-Саунд, снова лавируя среди ржавых остовов.
Когда на рассвете U-47 вышла в открытое море, экипаж едва верил в своё спасение.
6. Как «подвиг» подводников восприняли в Германии

Прина встречали в Германии как героя
Гюнтер Прин стал героем дня. В Берлине его встречали как национального триумфатора. Гитлер лично наградил командира подлодки Рыцарским крестом. Для немецкой пропаганды это было подарком судьбы: удар по «великому британскому льву» прямо в логове – событие, которого никто не ожидал.
7. Укрепление Скапа-Флоу

После событий октября 1939 года Скапа-Флоу укрепили
После этого случая британцы приступили к срочной реконструкции оборонительных сооружнений в Скапа-Флоу. По личному распоряжению Уинстона Черчилля начали строить бетонные дамбы между островами – те самые «барьеры Черчилля». Работы продолжались несколько лет. Эти конструкции стоят до сих пор как напоминание о той ночи.
Сам Гюнтер Прин продолжал служить, но его карьера закончилась трагично. В марте 1941 года U-47 исчезла без следа в Северной Атлантике. Причины гибели субмарины до сих пор точно не известны. Возможно, это была атака британского эсминца, а возможно – техническая авария.
8. Итог операции

Вид на потопленные корабли в Скапа-Флоу
С точки зрения военной стратегии, потопление Royal Oak не стало переломным моментом войны. Однако касательно военной психологии – эффект был колоссальный. Британцы поняли, что даже самые защищённые гавани уязвимы. Удары могут прийти, откуда их не ждут.
А для подводных сил Германии история U-47 стала символом дерзости и профессионализма. Проникнуть в Скапа-Флоу и выйти оттуда целым – это как выиграть в русскую рулетку. Только на кону были жизни целого экипажа.
А теперь интересное видео с нашего канала:
Переосмысление МиГ-29, которое превзошло оригинальную модель почти по всем параметрам
Интересно также узнать, зачем на субмарины ставили артиллерию, если они уходили под воду.
