
Вторая мировая война породила множество необычных машин, от миниатюрных танкеток до тяжёлых «монстров», которые должны были сокрушать укрепления и выдерживать удары мощнейших орудий. В эту категорию попали американский Т-28 и британский A39 Tortoise — настоящие гиганты своего времени. Их проектировали в ответ на немецкие «Тигры» и бетонные линии обороны, но судьба распорядилась иначе. Вместо славы боевых побед они оказались музейными экспонатами. Так почему сверхтяжёлые машины, которые могли внушать ужас, оказались никому не нужны?
1. Сверхтяжёлые монстры Второй мировой

Линия Зигфрида.
К середине войны союзники столкнулись с проблемой: немецкие укрепрайоны, вроде линии Зигфрида, удерживались при поддержке тяжёлых танков и противотанковых орудий. Обычные машины с этой задачей справлялись плохо, даже тяжёлые «Черчилли» и «Шерманы» не всегда могли выдержать прямые попадания. Военным требовалось что-то большее — тяжелобронированный таран, который мог нести орудие, способное разрушать ДОТы и сражаться с немецкой бронетехникой. Так и появилась концепция сверхтяжёлого танка или, если точнее, штурмовой машины, которая сочетала бы в себе защиту уровня неподвижного бункера и вооружение самоходной пушки. Масса таких проектов переваливала за 70–90 тонн, что для того времени казалось почти безумным, но это был единственный способ бороться с «Тиграми» и прочей тяжёлой техникой.

Немецкий Тигр.
Военные прекрасно понимали, что подобная техника будет медленной и громоздкой, но главным тогда считалась не скорость, а возможность уверенно ползти вперёд под огнём и проламывать оборону. Так в конструкторских бюро Великобритании и США начались работы над машинами, которые сегодня поражают своими размерами даже на фоне современных танков. Проекты Т-28 и A39 Tortoise шли параллельно, но были во многом схожи: обе машины задумывались как инструменты для прорыва линий обороны, обе должны были не бояться ни артиллерии, ни «Тигров». В документах их называли по-разному: то штурмовыми танками, то самоходными орудиями особого класса, но в основе всегда лежала одна идея — создать машину, которая будет жить дольше любого противника и уничтожать всё, что встретится на пути.
2. Американский гигант Т-28

Американский Т-28.
В США работы над сверхтяжёлым танком стартовали в 1943 году. Для планов штурма мощных укреплений требовалась машина с бронёй толще 200 мм и пушкой, способной расправляться с бетонными ДОТами. Итогом же стал проект Т-28, который по массе приближался к ста тоннам. Танк получил броню до 305 мм в лобовой проекции — это было больше, чем у любого немецкого танка, включая «Королевский тигр». Фактически против него могли что-то противопоставить только самые мощные немецкие пушки. Вооружение тоже впечатляло: 105-мм пушка Т5Е1, рассчитанная на пробитие бетона и толстых броневых плит. Но главной особенностью была ходовая часть. Чтобы выдерживать чудовищную массу, конструкторы сделали танк четырёхгусеничным: с каждой стороны стояли сдвоенные траки, которые можно было демонтировать для перевозки по железной дороге. Без этого ухищрения Т-28 просто не помещался бы на платформы.

Из-за размеров танк имел много недостатков.
Проблемы обнаружились уже на испытаниях. Машина могла двигаться со скоростью всего около 13 км/ч по шоссе, а на пересечённой местности — и того меньше. Разворот превращался в мучение, а преодоление мостов зачастую было невозможным, те просто не выдерживали веса. Тем не менее испытания всё же проводились, и танк продемонстрировал серьёзные возможности в защите, но к моменту, когда прототипы были готовы, война в Европе уже закончилась, а в Тихом океане штурм Японии так и не состоялся. Всего построили два экземпляра, и оба стали скорее инженерным экспериментом, чем реальным оружием. Интересно, что долгое время считалось, будто танки утилизировали, пока в 1970-х один из них случайно не нашли на полигоне в Вирджинии. Машина стояла там десятилетиями, пока её не забрали в музей Паттона.
3. Британский «Черепах» A39 Tortoise

A39 Tortoise.
Великобритания к 1943 году начала проект, который должен был превзойти мыслимые аналоги. Так появился A39 Tortoise — «Черепаха», которая при массе около 80 тонн и длине почти 10 метров действительно походила на бронированную крепость на гусеницах. Вооружение выбрали серьёзное: 94-мм пушку QF 32-pounder, разработанную специально для борьбы с тяжёлой бронетехникой. По бронепробиваемости это орудие считалось даже более перспективным, чем легендарная 17-фунтовка, стоявшая на «Файерфлаях». На испытаниях Tortoise легко справлялся с немецкими трофейными танками, пробивая броню «Пантер» и «Тигров» без особых усилий. Защита машины тоже поражала. Лобовая броня достигала 228 мм, борта и корма были не менее серьёзными, и в целом уровень защиты приближался к стационарным ДОТам. Экипаж насчитывал семь человек, внутри было просторно по меркам того времени, что для британских танков считалось редкостью.

Отреставрированный A39 Tortoise.
Впрочем, все эти достоинства перечёркивала одна проблема — размеры. Tortoise был настолько большим и тяжёлым, что передвижение по дорогам превращалось в отдельную операцию. Его скорость не превышала 19 км/ч, перевозка требовала специального транспорта, а преодоление мостов часто оказывалось невозможным. Несмотря на это, британцы построили сразу шесть машин, рассчитывая, что они пригодятся при штурме Германии. Вот только к моменту их готовности потребность в подобных «осадных танках» отпала. Любопытно, что одна из «Черепах» до сих пор на ходу и несколько раз участвовала в показательных заездах в Бовингтоне. Каждый раз это зрелище собирало толпы зрителей: увидеть, как движется почти 80-тонный колосс — впечатление, которое трудно забыть.
4. Почему не пошли в серию

Двойные гусеницы.
Казалось бы, союзники получили технику, которая могла стать настоящим кошмаром для немецких танков и укреплений, но судьба распорядилась иначе, а главная причина — время. Пока американцы и британцы доводили свои проекты до стадии готовых образцов, война практически закончилась. Линии укреплений уже были прорваны, немецкая бронетехника выдыхалась, а союзники овладели инициативой. Огромные «Черепахи» и Т-28 оказались совершенно неактуальны. Не меньшее значение имела и логистика. Танки весом под сотню тонн были не только трудны в транспортировке, но и банально не вписывались в инфраструктуру, и «хрупкие» мосты — яркий тому пример. Даже их буксировка представляла серьёзную проблему, такой техники тогда просто не было в достаточном количестве.

Четыре гусеницы должны были лучше держать машину.
Скорость и манёвренность тоже играли роль. В боевых условиях танки не могут быть исключительно «осадными орудиями», которым нужно неторопливо ползти к укреплению. На фронте ситуация меняется быстро: важны подвижность, возможность переброски и универсальность. Сверхтяжёлые машины, способные развивать лишь 10–20 км/ч, были обречены оставаться в хвосте наступления. При этом постройка одного Т-28 или A39 обходилась в баснословные суммы. По своим боевым возможностям они не давали ощутимого преимущества: против «Тигров» уже успешно работали американские М26 Pershing и британские Centurion.

Всё ещё на ходу.
В итоге сверхтяжёлая техника оказалась тупиковой ветвью развития. Конструкторы смогли построить мобильный бункер на гусеницах, но война всё изменила. Уже в послевоенные годы акцент сделали на основные боевые танки — универсальные, сбалансированные по защите, вооружению и подвижности.
Ещё интересное с нашего канала:
«Команч» по-русски: почему перспективный вертолет Ка-58 так и не увидел свет
Современные танки западных стран продолжают старую добрую традицию и упорно наращивают массу за счёт более тяжёлой защиты и орудий. Так поступили даже с новым американским «Абрамсом», оснастив его дорогими новейшими технологиями и вооружением.
