Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Даже в современном автомобиле зимой не слишком-то комфортно, а ведь в нем, в отличие от танков времен Второй мировой войны, хотя бы есть печка обогрева салона. В связи с этим возникает вопрос: как танкисты времен первой половины XX века справлялись с нечеловеческим холодом сидя на протяжении многих часов в стальной «банке»? Было ли возможно согреться в принципе, как танкисты проводили морозные ночи и на какие хитрости экипажам приходилось идти ради добычи жизненно важного тепла?


Зимой в танке конечно не сахар, но и не так холодно как кажется. /Фото: Pinterest.

Зимой в танке конечно не сахар, но и не так холодно как кажется. /Фото: Pinterest.


Никакой специальной системы обогрева внутреннего пространства на танках Второй мировой войны не было вплоть до 1944 года. Первой машиной с предусмотренным конструкторами отоплением стал немецкий танк Pz.Kpfw. V Panther. Однако, даже тогда на практике заветной печкой оснащались очень не многие машины. В условиях тотальной войны, в условиях, когда фронт пожирал новые машины тысячами об удобстве экипажа, думали по остаточному принципу. И хотя условия такой службы хоть в Красной армии, хоть в вермахте были не просто сложными, а близкими к экстремальным, было бы ошибкой думать, что у танкистов в принципе отсутствовали какие-либо способы согреться в холодную пору.

Пока танк работает в нем тепло. /Фото: ru.pinterest.com.

Пока танк работает в нем тепло. /Фото: ru.pinterest.com.


Начать стоит с того, что зимой в танке холодно. Однако, далеко не так холодно, как на улице. Во-первых, потому, что танк – это закрытое пространство, не продуваемое ветрами. А во-вторых, танк худо-бедно греет сам себя в процессе работы. Моторно-трансмиссионное отделение машины активно отдает тепло внутрь танка. Поэтому никаких шокирующих «минусов» в процессе работы внутри быть не может физически. В крайнем случае танкисты могли перебросить из МТО рукав (шланг) или проделать отверстие в защитной перегородке для лучшего доступа горячего воздуха в боевое отделение. К слову, такие «трюки» экипажи проворачивали не только в годы Великой Отечественной войны, но и после ее окончания на куда более современных машинах.

При долгих остановках для танков делали земляные полубоксы с брезентом и печками. /Фото: ya.ru.

При долгих остановках для танков делали земляные полубоксы с брезентом и печками. /Фото: ya.ru.


Когда же колонна танков останавливалась, например, на ночлег, танкисты просто время от времени заводили двигатель, чтобы прогреть машину. Хорошо разогретая и накрытая брезентом крышка трансмиссии танка в 25-30 градусный мороз отдает тепло на протяжении 3-5 часов. На ней весь экипаж может спокойно спать. Не очень удобно, не очень чисто (мягко говоря), но зато очень тепло. Таким образом прогрев танк 2-3 раза за ночь под брезентом можно выжить без последствий для здоровья даже в самый лютый мороз. Советские танкисты практиковали такой трюк на учениях вплоть до конца 1980-х годов. Гораздо сложнее было, если заводить машины по какой-то причине запрещалось. В этом случае в ход шла любая самодеятельность от костров до кустарных керосиновых и масляных горелок. Кстати, проносить такие внутрь танка категорически запрещалось из соображений пожарной безопасности, но кто ж за всему уследит…

Со стороны танкистов в дело шло все от походных химических печек до самодельных горелок. /Фото: warstoryauction.com.

Со стороны танкистов в дело шло все от походных химических печек до самодельных горелок. /Фото: warstoryauction.com.


В Германии в годы войны так же широко применялись походные печки «Esbit» (Erich Schumms Brennstoff in Tablettenform), работавшие на топливных таблетках. Созданы они были в Германии еще до войны в качестве туристического оснащения, однако в первую же «русскую зиму» аксессуар заиграл другими красками. В Советском Союзе для обогрева боевых машин использовались специальные танковые печки-буржуйки, которые можно было устанавливать как рядом, так и под техникой. Собственно, существовала даже специальная техника ухода за танком при длительном простое в холодную погоду. По учебнику, для танка копали окоп, в который устанавливалась печка-буржуйка. Затем в окоп загонялась машина, после чего сверху танк накрывался брезентом. От буржуйки на свежий воздух выводилась дымовая трубка. В случаях острой необходимости рядам с танками могли раскладывать костры.

А еще ставились пункты обогрева с печками-буржуйками. /Фото: vyatskaya-eparhia.ru.

А еще ставились пункты обогрева с печками-буржуйками. /Фото: vyatskaya-eparhia.ru.


Наконец, не стоит забывать о том, что танкисты далеко не всегда проводили все время в верном стальном друге. Даже во время остановок на марше участники колонны организовывали специальные пункты обогрева. Этот метод используется в армиях стран с холодным климатом по сей день. Как правило, пункт обогрева – это большая брезентовая палатка, в которой установлена печка. Таким образом у танкистов Второй мировой войны было достаточно способов согреться, пускай, и далеких от такого понятия, как комфорт.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы Великой Отечественной войны читайте про «Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка.


Обратите внимание:







3114
28.10.2024 23:24
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё