Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Российский Су-34М – современный арсенал, микроволновка и бронекапсула




В военной авиации редко встречаются машины, о которых говорят не только специалисты, но и те, кто далёк от технических подробностей. Су-34М как раз из таких: его узнают по необычному силуэту, его прозвали «утёнком», а в разговорах о нём часто всплывают слова «микроволновка» и «биотуалет». Вот только за внешними и бытовыми деталями скрывается серьёзный боевой самолёт, который сильно отличается от остальных истребителей-бомбардировщиков.


1. От утёнка до утки

Истребитель-бомбардировщик Су-34.

Истребитель-бомбардировщик Су-34.


Су-34 появился в конце холодной войны, когда советской авиации понадобился новый фронтовой бомбардировщик, способный летать далеко, быстро и при этом защищать себя почти как истребитель. Базой для будущей машины стал хорошо знакомый Су-27, но инженеры пошли гораздо дальше простой переделки. В итоге самолёт получил многочисленные новшества, которые до сих пор вызывают много вопросов. Главное отличие Су-34 от привычных истребителей — кабина, рассчитанная сразу на двух пилотов, которые сидят рядом, как в гражданском лайнере. Лётчик и штурман при этом не разделены и могут работать вместе, быстро реагируя на изменения в боевой обстановке.

Кабина Су-34.

Кабина Су-34.


Конструкторы постарались сделать рабочее место максимально комфортным. Для Су-34 использовали бронированные кресла и даже специальную бронекапсулу вокруг кабины. Внутри же было достаточно просторно, чтобы не только передвигаться, но и разместить дополнительную технику. Внешне самолёт тоже отличался от привычных «сушек». Характерный утолщённый нос и уткообразный силуэт выделяли его на фоне классических истребителей, но летал он так же уверенно, сохраняя манёвренность и высокую скорость. Машина сочетала в себе черты истребителя, перехватчика и тяжёлого бомбардировщика, оставаясь относительно компактной и универсальной.

2. Летающая кухня и удобства на борту

Конструкторы подумали о комфорте для пилотов.

Конструкторы подумали о комфорте для пилотов.


Военные самолёты всегда ассоциируются с тесными кабинами, где пилоты буквально зажаты между приборами и рычагами, и нет ни сантиметра лишнего пространства. В свою очередь, Су-34 с самого начала ломал это представление. Его кабина по меркам авиации напоминает скорее небольшой отсек, где можно не только выполнять боевые задачи, но и нормально существовать в длительном полёте. И именно это породило массу разговоров о домашнем уюте. Одной из самых обсуждаемых деталей стала микроволновка, причём её встроили из практических соображений: вылеты Су-34 могут продолжаться по несколько часов, экипажу нужно что-то перекусывать, а холодные пайки в таких условиях не подходят. Ещё одна интересная особенность — биотуалет, установленный по тем же причинам. В дальних полётах, особенно при сопровождении танкеров-заправщиков, экипаж проводит в воздухе много часов, и в этом случае насущную проблему решили радикально.

Бытовые условия - для комфорта.

Бытовые условия - для комфорта.


Помимо этого, в самолёте предусмотрено пространство для отдыха. Лётчики могут встать со своих кресел, размяться, а при желании даже прилечь. Это очень необычно, но долгая неподвижность сильно повышает усталость и влияет на состояние пилота. Если он вымотан и ослаблен, то не сможет правильно оценивать ситуацию и реагировать мгновенно. Эти особенности породили массу легенд. Одни рассказывали, что экипаж Су-34 может пить чай и разогревать ужин прямо в полёте, другие шутили, что самолёт похож скорее на летающий дом, чем на боевую машину. Впрочем, все эти новшества оправданы и имеют под собой серьёзные основания. Именно бытовая часть сделала Су-34 в некотором смысле уникальным, а конструкторские новшества из нелепых казусов превратились в изюминку.

3. Техника, которой позавидуют

Су-34 оснащается современным вооружением.

Су-34 оснащается современным вооружением.


Со временем Су-34 модернизировали, и у него появилось много интересного, помимо бытовых мелочей. Су-34М может развивать сверхзвуковую скорость, преодолевать тысячи километров без дозаправки и нести до восьми тонн боевой нагрузки. Для фронтового бомбардировщика это серьёзный показатель, позволяющий работать как по наземным, так и по морским целям. В отличие от классических истребителей, Су-34М создавался для того, чтобы наносить удары на дальних подступах и при этом уверенно держаться в зоне боевых действий. Его сделали универсальным, оснастив целым арсеналом: корректируемыми бомбами, противокорабельными ракетами, управляемыми ракетами класса «воздух–поверхность» и даже ракетами ближнего боя.

К вооружению полагается современная авионика.

К вооружению полагается современная авионика.


Отдельного упоминания заслуживает система защиты. Су-34М получил современные средства радиоэлектронной борьбы, которые позволяют сбивать с толку вражеские ракеты и станции наведения. Кроме того, самолёт имеет бронированную капсулу вокруг кабины, что редкость для авиации такого класса. Интересно, что несмотря на свои размеры и массу, Су-34М сохранил манёвренность, унаследованную от Су-27. Он вполне способен выполнять фигуры высшего пилотажа, что для тяжёлого бомбардировщика необычно, может уходить от атак, маневрировать на малых высотах и работать в зонах, прикрываемых ПВО. Также Су-34М получил более совершенную авионику: бортовые компьютеры, новая система навигации и прицеливания, улучшенные средства связи. Всё это повысило точность ударов и сделало работу более гибкой. Фактически это новое поколение фронтового бомбардировщика.

4. Любопытные детали и неожиданные мелочи

Остальная конструкция тоже интересная, нос в том числе.

Остальная конструкция тоже интересная, нос в том числе.


Когда говорят о Су-34М, часто забывают интересные мелочи. Например, кабину Су-34 нередко сравнивают с кабиной небольшого грузовика. Два кресла стоят рядом, между ними можно пройти, а приборные панели расположены так, чтобы не перегружать глаза избыточным количеством экранов и кнопок. По мнению самих лётчиков, так создаётся впечатление комфортного рабочего места, а не замкнутого кокона. Отдельного упоминания заслуживает катапульта: её усовершенствовали, и самолёт можно покинуть даже на малых высотах и небольших скоростях, что во время боевых действий критически важно. Вдобавок сама кабина защищена бронёй, и это породило множество шуток, что Су-34 скорее напоминает «летающий танк». Прозвищем «утёнок» Су-34 обязан форме своего клюва, который, к тому же, вызвал многочисленные споры и дискуссии на просторах глобальной сети. Одни считали, что такой нос ухудшает аэродинамику, другие утверждали, что именно благодаря этому получилась просторная кабина и удобное расположение оборудования. Как бы то ни было, клюв превратился в своеобразную визитную карточку самолёта.

Истребитель-бомбардировщик Су-34.

Истребитель-бомбардировщик Су-34.


В эксплуатации Су-34 тоже хватает интересных моментов. К примеру, во время учений выяснилось, что самолёт может выдерживать серьёзные перегрузки даже при полёте на малой высоте. Благодаря этому он легко маневрирует ниже радаров противника и обходит системы ПВО, что для бомбардировщика редкость. В реальных боевых действиях Су-34 уже успел показать себя как универсальная машина. Его использовали для нанесения ударов высокоточным оружием, сопровождения групп и даже для разведки, и всё это стало возможным благодаря сочетанию дальности, полезной нагрузки и современного оборудования. Причём наличие бытовых дополнений и просторной кабины помогает экипажу сохранять силы. Всё это вместе и делает Су-34 и его более современную модификацию едва ли не самым интересным отечественным самолётом.

Ещё интересное с нашего канала:

«Команч» по-русски: почему перспективный вертолет Ка-58 так и не увидел свет



Хоть Су-34М до сих пор и остаётся актуальным, но при этом сильно уступает современным многоцелевым истребителям. К примеру, российский истребитель пятого поколения Су-57 оснащается по последнему слову техники и имеет широкие возможности.

Обратите внимание:

0
2609
Версия для печати