Среди множества моделей вертолетов внимательный наблюдатель обязательно отметит один нюанс и задаст себе вопрос: почему некоторые винтокрылые машины имеют колеса, а другие оснащены полозьями? Если вы из их числа, то вот объяснение этому факту.
1. С чего все начиналось
Вертолет Ка-62/ Фото: sdelanounas.ru
Машина, которая поднимается в воздух вертикально и летит, всегда была мечтой человечества. Подобный летательный аппарат пытался разработать еще Леонардо да Винчи, да и российский ученый Михаил Ломоносов строил чертежи винтокрылой машины. Но по-настоящему взлетать вертикально машины начали только в начале эры воздухоплавания в 1910-х годах, когда на смену паровому пришел бензиновый двигатель.
И только в 1950 году вертолеты начали производить серийно в России, США и других странах. Первым российским серийным винтокрылом стал Ми-1, который выпускал вертолетный завод в Казани. Машина работала в гражданской авиации и даже совершила полет в Антарктиду. СССР серьезно подходил к выпуску вертолетов – в год производилось более 900 единиц данной техники.
2. Функции колес и полозьев
Крупный вертолет должен быть оснащен колесными шасси/ Фото: topwar.ru
Для посадки вертолета, его передвижения по грунту и стоянки на площадке в машине предусмотрено взлетно-посадочное устройство, или шасси. Оно может быть разного типа – колесное, полозковое, или иметь форму поплавков. В задачу шасси входит также смягчение удара при посадке, поэтому оно имеет амортизирующее свойство.
Колеса могут быть фиксированными и оставаться на своем месте или убираться на время полета в фюзеляж, а шасси в форме поплавков имеет жесткое исполнение или может быть надувным.
Почти на всех вертолетах устройство шасси неубираемое, при этом его конструкция допускает замену при необходимости колес на полозья или лыжи, как и на поплавки. Иногда неубирающееся шасси вертолетов закрывается обтекателями – это делается, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.
3. Легкие, средние и тяжелые вертолеты
Легкий вертолет с полозьями/ Фото: ixbt.online
Существует множество видов винтокрылых машин, которые классифицируются по схемам или количеству несущих винтов – от одного до четырех у квадрокоптеров. Есть и другое разделение вертолетной техники – по ее взлетному весу.
Если небольшой вертолет не превышает по весу 1 тыс. кг, он относится к сверхлегким. Далее идут легкие машины – их вес выше одной, но не превышает 4,5 тыс. кг. К средним относят винтокрылы, вес которых лежит в пределах 4,5-13 тыс. кг. Если машина тяжелее 13 тыс. кг, то это тяжелый вертолет.
4. Тип шасси зависит от взлетного веса
Вертолет с поплавками, призванный совершать операции на воде/ Фото: sdelanounas.ru
Согласимся, что колеса гораздо массивнее и тяжелее полозьев, поэтому для вертолетов применяемый вид шасси определяется взлетным весом машины. Для тяжелых винтокрылов характерно оборудование только колесным шасси, в то время как на средние и легкие машины могут устанавливаться шасси как колесного, так и полозкового типа.
Этот принцип применяется не только к российским вертолетам, он действует во всех странах-производителях.
5. Что лучше – колеса или полозья?
Российский вертолет Ми-26 действует в сложных условиях, поэтому ему необходимо колесное шасси/ Фото: wikimedia.org
Начнем с того, что полозковые шасси легче, и их проще производить, а затем «лыжи» практически не требуют обслуживания в процессе эксплуатации. А вот колесные шасси имеют сложную конструкцию – у них есть амортизационные стойки, сами колеса, которые называют пневматики – с тормозами и приводом, датчики.
Выпускать авиационные колесные шасси обходится гораздо дороже, а в ходе дальнейшей работы вертолета они нуждаются в постоянном техническом обслуживании.
Однако у колесного шасси есть важное преимущество. Колеса позволяют вертолету двигаться по земле, при этом на довольно больших скоростях – до 80 км/час. Это в свою очередь дает возможность вертолету выполнить взлет и посадку с разбегом – так, как это делает самолет. А такая необходимость может возникать в некоторых случаях – например, если машина вынуждена взлетать с перегрузом, а также если взлет-посадка происходят в горной местности с разреженным воздухом.
«Лыжи» не требовательны к обслуживанию в процессе эксплуатации/ Фото: armiya.az
В целом вертолеты с колесами отличаются большей универсальностью:
Что касается поплавкового шасси, то оно призвано обеспечить безопасную посадку вертолета на воде, при этом удерживая машину на плаву. Его применяют на легких или сверхлегких вертолетах некоторых типов – например, поисково-спасательных, способных сесть на воду для помощи пострадавшим.
6. В России – колеса, а в США – полозья
Вертолеты на полозьях работают в различных отраслях в США/ Фото: ixbt.com
Чаще всего у вертолетов зарубежного производства встречается шасси полозкового типа – это простая и легкая конструкция. Чтобы такие вертолеты перевозить по полю аэродрома, необходимо дополнительно установить на машину транспортировочные колеса.
Другой вариант – использовать специальную транспортировочную тележку. В то же время вертолеты отечественного производства, за небольшим исключением, оснащаются колесными шасси. С чем связано это различие?
Америка уже в 1950-х годах, когда производство вертолетов развернулось широко, начала одновременно строить необходимую для летающей техники инфраструктуру. Небольшие вертолеты работали во многих отраслях – их использовала полиция, медицинские службы, телевизионная служба новостей. Поэтому эти легкие машины в основном производились на полозьях.
Советские вертолеты легкой и средней категории должны были работать в более сложных условиях – на Севере, при отсутствии дорог и площадок. По этой причине они были более универсальными и приспособленными к реалиям нашей страны, а потому их чаще всего производили с колесными шасси.
Интересно также узнать про 10 самых быстрых вертолетов мира.