Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Советские самолёты-пенсионеры на службе России




За долгую историю в Советском Союзе построили много интересных самолётов для нужд вооружённых сил. Интересно, что некоторые из них до сих пор находятся в эксплуатации и приносят пользу либо в своём оригинальном виде, либо обновлённые и модернизированные. Главная же тому причина заключается в том, что для них никак не найдут достойную замену, которая будет иметь столь же удачное сочетание эксплуатационных характеристик, возможностей и цены. Они до сих пор остаются частью российской авиации и выполняют свои задачи.


1. Стратегический долгожитель Ту-95

Ту-95

Ту-95


Ту-95 по праву считается одним из самых выдающихся и долгоживущих проектов в истории авиации. Совершив первый полёт в начале 1950-х годов, этот самолёт в модернизированном виде остаётся основой дальней авиации России. Самолёты, выпущенные ещё в 1980-х, проходят глубокую модернизацию, получают новейшее радиоэлектронное оборудование, системы навигации и возможность применять современные крылатые ракеты. Ключевой особенностью Ту-95 являются его двигатели НК-12 — одни из самых мощных турбовинтовых двигателей в мире. Они имеют исключительное сочетание высокой скорости и топливной экономичности на больших дистанциях. Это и делает самолёт идеальной платформой для длительных патрульных полётов.

Ту-95

Ту-95


Почему же Ту-95 до сих пор не снят с вооружения? Турбовинтовая схема обеспечивает ту дальность и продолжительность полёта, которых сложно достичь реактивным самолётам при сопоставимых затратах. Перспективные разработки-преемники пока не готовы к полномасштабному внедрению, а массовая замена такого парка требует колоссальных ресурсов. Таким образом, модернизированный Ту-95 и остаётся практичным, проверенным и незаменимым самолётом.

2. Сверхзвуковой ракетоносец Ту-22М

Ту-22М

Ту-22М


Хоть Ту-22М и был развитием более ранней модели, его фактически спроектировали заново. Конструкторы использовали крыло с изменяемой стреловидностью, полностью переработали аэродинамику и оснастили самолёт новыми двигателями. Так и появился универсальный сверхзвуковой ракетоносец, занявший ключевое место в дальней и морской авиации. Главная особенность Ту-22М — его универсальность. Он может выполнять полёты на различных высотах и скоростях, что и определило его судьбу. В советское время он использовался для поражения крупных морских целей, для чего самолёт оснастили мощными противокорабельными ракетами. Одновременно с этим его можно было использовать и в роли стратегического бомбардировщика с крылатыми ракетами на борту.

Ту-22М

Ту-22М


За время службы самолёт неоднократно модернизировали, и модель Ту-22М3, поступившая в войска в конце 1970-х, и сегодня составляет основу парка. Она отличается усовершенствованной конструкцией крыла, более мощными двигателями и расширенным арсеналом вооружения. В настоящее время проводится глубокая модернизация этих самолётов до уровня Ту-22М3М, которая включает в себя замену практически всей авионики, прицельных комплексов и систем обороны, и всё это делает его актуальным в современном мире. Причина же долголетия Ту-22М — в отсутствии столь же полноценной и эффективной замены.

3. Неприхотливый воздушный грузовик Ан-12

Ан-12

Ан-12


Ан-12 впервые поднялся в небо в конце 1950-х годов, и он быстро стал основным самолётом военно-транспортной авиации. Его использовали для переброски войск, техники и грузов, но его настоящая ценность состоит в потрясающей универсальности. Конструкцию можно было быстро адаптировать для десантирования, перевозки военной техники или эвакуации, а прочность шасси и крыла была достаточной для работы на неподготовленных и грунтовых аэродромах. Одна из особенностей – двигатели АИ-20, благодаря которым самолет мог перевозить более 20 тонн груза на расстояние свыше 3000 километров, а относительно простое обслуживание можно было проводить и в полевых условиях. В итоге Ан-12 превратился в настоящую «рабочую лошадку», участвовал во всех крупных учениях и обеспечивал логистику в самых труднодоступных точках.

Ан-12

Ан-12


Даже сегодня, несмотря на почтенный возраст, эти самолеты продолжают службу. Они незаменимы там, где требуется достаточно грузоподъемный, но при этом компактный и нетребовательный к инфраструктуре транспортник. Полноценной современной альтернативы так и не построили: более крупные Ил-76 нуждаются в хорошо подготовленных взлетно-посадочных полосах, а новые проекты пока не вышли в серию. Фактически, Ан-12 до сих пор занимает важнейшую нишу и является промежуточным звеном между легкой авиацией и тяжелыми транспортниками. Его секрет – хорошее сочетание грузоподъемности, выносливости и простой конструкции.

4. Незаменимый перехватчик МиГ-31

МиГ-31

МиГ-31


В конце 1970-х годов МиГ-31 создавался как глубокая модернизация МиГ-25, но по факту получился совершенно новый самолёт. Его главной задачей была защита огромных воздушных пространств страны. Этот перехватчик проектировался для эффективного перехвата любых воздушных целей на больших дистанциях, включая высокоскоростные разведывательные самолеты и крылатые ракеты. Центральная часть МиГ-31 — его уникальный радиолокационный комплекс. Бортовая РЛС способна обнаруживать и сопровождать десятки целей на огромной дальности, а система автоматизированного управления позволяет самолету работать как летающий командный пункт, координируя действия группы истребителей. Именно это и превратило его в незаменимую часть системы ПВО, особенно в арктических регионах и на других стратегических направлениях с малой плотностью наземной инфраструктуры.

МиГ-31

МиГ-31


Самолет постоянно модернизируется. Вариант МиГ-31БМ получил современную авионику и расширенные возможности по использованию вооружений, а модификация МиГ-31К была адаптирована для несения гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал». Для МиГ-31 тоже не нашлось адекватной замены, а проекты перспективных авиационных комплексов перехвата пока находятся на стадии разработки. Фактически это уникальный самолёт, в котором сочетаются сверхзвуковая скорость, мощное радиолокационное оборудование и способность работать на больших дистанциях.

5. Небесный радар А-50

А-50

А-50


А-50 вряд ли можно спутать с каким-нибудь другим. Его создали на базе военно-транспортного Ил-76, и он стал первым советским специализированным комплексом дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Огромный радиолокационный комплекс над фюзеляжем — визитная карточка А-50. Этот самолёт может отслеживать множество целей на огромной территории, включая воздушные, наземные и морские, а при необходимости может выполнять роль командного пункта. Она координирует действия истребителей, бомбардировщиков и средств ПВО, распределяя цели и обеспечивая ситуационную осведомленность.

А-50

А-50


За годы службы самолет неоднократно совершенствовался. Модификация А-50У получила современную цифровую электронику, улучшенные средства связи и более комфортные условия для работы экипажа во время длительных дежурств в воздухе, что повысило эффективность комплекса. Правда, даже с учётом модернизации, самолёт ДРЛО всё равно устарел, но заменить его попросту нечем. Его перспективный преемник, комплекс А-100 «Премьер», вроде бы проходил испытания, но о его состоянии на текущий момент неизвестно ничего.

Ещё интересное с нашего канала:

3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира



На текущий момент ведутся работы над перспективным перехватчиком МиГ-41. Его разрабатывали в качестве наследника для МиГ-31, который получил более чем заслуженное уважение. Но на деле возможности нового самолёта будут на куда более высоком уровне.

Обратите внимание:

0
2006
Версия для печати