Экраноплан в полете.
После распада СССР незавершёнными или закрытыми оказались множество интереснейших и передовых проектов. Один из них - ударный экраноплан-ракетоносец, одной ракеты которого было достаточно, чтобы отправить под воду судно любого типа.
В 1987 году был построен первый 350-тонный ударный экраноплан-ракетоносец, получивший название "Лунь" или "проект 903". Этот 74-метровый корабль приводился в движение 8 турбореактивными двигателями и мог развивать скорость в 500 км/ч. Вооружен он был шестью крылатыми ракетами "Москит", попадания которой было вполне достаточно, чтобы затопить судно любого типа и размера. Всего планировалось построить 8 подобных экранопланов, но в связи с окончанием холодной войны и распадом СССР проект был закрыт.
350 тонн мощи.
Этот тип корабля во время полета использовал так называемый экранный эффект - дополнительную подъемную силу, которая возникала в момент полета на малой высоте (около 3 метров) над водой или твердой поверхностью. В ходе испытаний оказалось, что экраноплан может осуществлять стабильные взлет и посадку при 5-метровых волнах.
Оснащен 8 турбореактивными двигателями.
Изначально подобные "летающие корабли" были разработаны в Советском Союзе в качестве высокоскоростных военных транспортов и использовались в основном на Каспийском и Черном морях. К сожалению, до сегодняшних дней дожили очень немногие экранопланы.
Вооружен шестью крылатыми ракетами.
Вскоре после успешного испытания экранопланов-ракетоносцев у конструкторов появился интересный проект - гигантский авианесущий экраноплан. Сегодня сохранились некоторые из набросков и зарисовок этого проекта, благодаря которым можно увидеть его приблизительный внешний вид.
Авианесущий экраноплан.
Как прекрасно видно по взлетным полосам на палубе, подобный экраноплан должен был выступать в роли авиаматки для небольших самолетов. Советские инженеры отталкивались от мысли, что современные авианосцы слишком медленные. В отличие от них, авианесущие экранопланы смогли бы оперативно в кратчайшие сроки доставлять авиагруппы в любое место по всему мировому океану.
Экраноплан с истребителями на борту.
Сейчас уже никто не скажет, почему подобная идея не получила развития. Возможно, конструкторы сочли, что экранопланы с истребителями на борту были бы слишком опасны в эксплуатации. Но более вероятной причиной кажется чрезмерная дороговизна проекта. В любом случае, если бы подобный аппарат был создан, он стал бы настоящим технологическим прорывом.
Подвела чрезмерная дороговизна проекта.
Интересна сегодня и последняя фотосессия советского космического титана - корабля «Буран». Он должен был стать многоразовым космическим кораблём, но побывал на орбите всего один раз.