Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



На момент начала Второй мировой войны Красная армия нуждалась в простом и надежном полноприводном грузовике. Впрочем, о таком в то время можно было только мечтать. Поэтому советские конструкторы искали выход в гибридных конструкциях тягачей, создавая грузовики с колесно-гусеничным ходом. Апофеозом развития данного направления стал знаменитый ЗИС-42. Одной из самых интересных особенностей машины было то, что ей фактически были не нужны тормоза.


Полугусеничные грузовики были альтернативой полному приводу. |Фото: 5koleso.ru.

Полугусеничные грузовики были альтернативой полному приводу. |Фото: 5koleso.ru.


Несмотря на все экономические успехи и достижения 1930-х годов, по старой-доброй русской традиции в Советском Союзе с автомобильными дорогами было далеко не все хорошо. В силу географических, климатических и экономических особенностей страна остро нуждалась в представительном количестве полноприводных грузовиков. Нужны они были как народному хозяйству, так и армии. Правда, о таком счастье на излете 1930-х годов можно было только мечтать. Поэтому советские конструкторы уделяли огромное внимание созданию колесно-гусеничных грузовиков.

Отличный был грузовик. |Фото: yuripasholok.livejournal.com.

Отличный был грузовик. |Фото: yuripasholok.livejournal.com.


Наивысшей точкой развития инженерной мысли в данной области стал советский грузовик ЗИС-42. По свое сути данная модель стала дальнейшим развитием ЗИС-22. Выпускали 42-ые на базе колесных грузовиков ЗИС-5В в период с 1942 по 1946 годы. Приставка «В» в конце означала «военный». На каждой такой машине страна экономика до 130 кг железа, что в условиях массового производства было важным подспорьем для экономики. Выпускалось колесно-гусеничное чудо техники в первую очередь в качестве артиллерийского тягача, которых так остро не хватало Красной армии особенно в первую половину войны. Всего было выпущено 6 372 таких вездехода.

Машину можно было поставить на лыжи. |Фото: fishki.net.

Машину можно было поставить на лыжи. |Фото: fishki.net.


С одной стороны, машина эта была максимальной простой. Как и большинство советской техники при разработке тягача ставка делалась на простоту, дешевизну, массовость, относительную надежность в сложных условиях и самое главное – ремонтопригодность. Починить 42-ой в большинстве случае можно было своими руками прямо в поле при помощи набора простеньких инструментов, какой-то там матери и преклонением того дня, когда сел за баранку этого пылесоса.

Машина своего времени для своих целей. |Фото: 9mayavtodor.ru.

Машина своего времени для своих целей. |Фото: 9mayavtodor.ru.


С другой стороны, ЗИС-42 был полон интересных технических решений. Многие детали кузова были «прямоугольными», не имели изгиба материала для ускорения и упрощения производства. Значительная часть кабины, в том числе подножка, были сделаны из дерева и ткани. Работа гусениц была организована по принципу действия велосипедной цепи, а сами гусеницы для ЗИС-42 делались отнюдь не из металла, а из резины! При этом в них были специальные металлические зубья, которые предотвращали слет с катков. Прямо над гусеницами, на каждой стороне кузова имелось по паре прорезиненных катков. Они должны были нужны для предотвращения ударов при езде по бездорожью.

Слева - валик для защиты кузов от ударов гусениц. Справа - кнопка для запуска двигателя, нажималась ногой. |Фото: ya.ru.

Слева - валик для защиты кузов от ударов гусениц. Справа - кнопка для запуска двигателя, нажималась ногой. |Фото: ya.ru.


В движение ЗИС-42 приводился бензиновым двигателем ЗИС-5М с максимальной отдачей в 77 лошадиных сил и крутящим моментом в 2400 оборотов в минуту. Шесть цилиндров в один ряд, двенадцать клапанов. Двигатель чугунный, а потому страшно тяжелый. Заправлять такие нужно было бензином А-66, однако на практике ЗИС-42 мог успешно ездить на любом бензине - главное, чтобы хоть чуть-чуть горел. Что было несомненным полюсом в военные время. Правда и звезд с неба в плане скоростных характеристик машина не хватала – 38 км/ч на пике. Управлять ЗИС-42 как это не странно было достаточно приятно и относительно просто, хотя по бездорожью машина чаще всего шла строго в своей колее.

Машина использовалась всю войну. |Фото: kolesa.ru.

Машина использовалась всю войну. |Фото: kolesa.ru.


Существует миф о том, что в ЗИС-42 не было тормозов. На самом деле и педаль тормоза, и стояночный тормоз в грузовике имели и исправно функционировали. Правда в том, что из-за отсутствия какого-либо наката во время движения (слишком низкая скорость, слишком высокая масса), тормозить на ЗИС-42 фактически не приходилось – было достаточно лишь отпустить педаль газа, как тяжеленная машина, даже двигаясь по асфальтному покрытию, тут же останавливалась сама собой.



Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит обязательно почитать про 5 культовых автомобилей советского кино, ставших легендами.


Обратите внимание:







5458
25.05.2021 12:10
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё