Советская автомобильная промышленность отличалась некоторой сегрегацией: так, если высшие чиновники КПСС, генералы и министры имели возможность получить самые качественные и лучшие товары, то вот среднестатистический работяга на те же ресурсы зачастую расчитывать не мог. Впрочем, однажды это, на первый взгляд, неукоснительное правило всё-таки нарушили. А речь идёт о довольно известном автомобилн ЗИМ (или ГАЗ-12) - первоначально создавался для чиновников второго ранга, зато формально его можно купить в магазине. Однако это не единственная примечательная вещь об этой машине: мало кто знает, что некоторые конструктоские решение именно в ней использовались впервые.
Машина-новатор среди советского автопрома. /Фото: pinterest.com
В своё время ЗИМ оказался настоящим новатором. Оказывается это был первый на планете серийный автомобиль, который обладал несущим кузовом и тремя рядами сидений. Справедливости ради, стоит уточнить, что применение несущей конструкции в кузове являлась вынужденной мерой. Дело в том, что конструкторы ГАЗа быстро выяснили, что имеющийся среди их ресурсов шестицилиндровый 90-сильный мотор ГАЗ-11 банально не достаточно мощный для машины такого класса, которая построена на лонжеронной раме.
Новшества в конструкции - вынужденная мера. /Фото: maximonline.ru
К слову, в долгсрочной перспективе несущий кузов себя особо не оправдал. Тяжёлые свесы оказалсь слишком массивными, в буквальном смысле надламывая конструкцию, из-за чего что передняя, что задняя части ЗИМа со временем начинали опускаться вниз. Не всё так просто и с дизайном: если одни называют ЗИМ самостоятельной моделью, то другие считают, что дизайнеры из ГАЗа просто перерисовали модель «Бьюик-Супер» 1948 года.
О дизайне ЗИМа спорят до сих пор. /Фото: auto.ru
И всё-таки, большинство любителей автомобильной истории склоняются к мнению, что работа газовского дизайнера Льва Еремеева, который в будущем станет автором и культовой «Волги» ГАЗ-21, скорее всего, представляет собой фантазию на тему американского автопрома второй половины сороковых годов прошлого столетия, в том числе, того самого «Бьюика». Тем более, что в годы производства ЗИМ никто из иностранцев не предъявлял обвинения в плагиате.
Вариант ЗИМа с откидным верхом. /Фото: blogspot.com
Не совсем понятно, почему у неё два названия. Оказывается, первоначально машина официально носила называние ЗИМ - сокращённый вариант Завода имени Молотова. А вот ГАЗ-12 являлся лишь заводским индексом для внутреннего применения. Однако после того, как в 1957 году Вячеслав Молотов впал в немилость верховного руководства Советского Союза, его фамилию убрали отовсюду, в том числе, из названия предприятия и конкретной модели. Так и получилось, что индекс для внутреннего использования — ГАЗ-12 — получил статус основного имени автомобиля.
Машина сменила название из-за политической повестки. /Фото: retrogarag.ru
Само собой, что, будучи первоначально задуманным в качестве автомобиля министерско-партийной элиты, ЗИМ формально был доступен для приобретения всеми советскими гражданами, но на стоимости автомобиля это не сказывалось. Так, по информации редакции Novate.ru, розничная цена машины достигала 40 тысяч рублей в дореформенном курсе. Получается, что она стоила в два с половиной раза больше, чем легендарная «Победа».
Формально доступная, в реальности - супердорогая машина. /Фото: maximonline.ru
Впрочем, такая цена считалась оправданной, ведь это на сегодняшний день оснащение ЗИМа не представляет интереса, а вот для середины прошлого века это была передовая машина как для советского автомобиля. Так, например, в базе на ГАЗ-12 устанавливали шесть подушек безопасности, также в салоне был климат-контроль, музыкальный центр Bose, радиоприемник, сзади салон оснащался отопитем и сразу четырьмя пепельницами. Среди доступных владельцев машин элементов роскоши можно также выделить электрозапуск двигателя кнопкой и большой запас пространства для пассажиров дивана.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме: Чем служебный ГАЗ-М-20Г для КГБ отличался от обычной «Победы»