Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



В результате Крымской войны 1853-1856 гг. Российская империя потерпела поражение, а одним из пунктов мирного договора стал запрет на восстановление Черноморского флота. Прошло немало лет, прежде чем появилась возможность, и во внутренних водах Российского государства задымили трубы и поднялся Андреевский флаг броненосцев отечественной постройки. Первые из них, так называемые «поповки», получились весьма необычными, поскольку эти корабли были полностью… круглыми. Подробнее о них – далее в обзоре.

Встреча броненосца «Новгород» в Севастополе 2 сентября 1873 года. Художник Н.П. Красовский, 1874 г.

Встреча броненосца «Новгород» в Севастополе 2 сентября 1873 года. Художник Н.П. Красовский, 1874 г.


В 1850-1870-е годы в России произошел бурный промышленный рост, появлялись новые виды техники, транспорта, вооружения. В это время огромные изменения случились и во флоте. Вслед за мировыми державами, в которых уже завершилась эпоха парусного военно-морского флота, в Российском империи Александра II началась постройка броненосцев нового типа, оснащенных паровой машиной, гребным винтом и нарезными орудиями. Проектированием и постройкой новых кораблей в это время занимался Морской технический комитет, во главе которого стал деятельный руководитель – адмирал Андрей Алексеевич Попов. За его труды и постоянно новые проекты современники прозвали его «деятельным адмиралом». Одним из наиболее весомых деяний А.А. Попова стала постройка флота на Черном море.

Схема первой «поповки» - броненосца «Новгород». | Фото: korabli.eu.

Схема первой «поповки» - броненосца «Новгород». | Фото: korabli.eu.


После Крымской войны Россия и Османская империя не могли держать боевые корабли в Черном море, а вход и выход любых судов контролировался турками через проливы Босфор и Дарданеллы. В данной ситуации был только один выход – строить корабли прямо на месте. После длительного перерыва, в 1871 году на верфи Николаевского адмиралтейства начались подготовительные работы, связанные с постройкой первого на Черном море броненосца – «Новгорода».

Масштабная модель черноморского броненосца береговой обороны «Новгород». | Фото: ru.wikipedia.org.

Масштабная модель черноморского броненосца береговой обороны «Новгород». | Фото: ru.wikipedia.org.


Архитектура необычного корабля была спроектирована с учетом указаний Попова, а собирать его начали на верфи в Санкт-Петербурге в 1871 году. Когда бронированный корпус был полностью готово, его вновь разобрали на части и отправили их на юг по железной дороге. Уже в Николаеве «Новгород» спустили на воду (21 мая 1873 года), полностью вооружили и оснастили.

От других судов корабль отличался очень сильно. Если смотреть сверху, корпус «Новгорода» полностью круглый, диаметром 30,8 метров, и с небольшой осадкой 4,11 м. Толщина брони составляет от 17,8 см до 22,9 см, а толщина палубы - 7 см. Корабль приводился в действие шестью винтами Гриффита, которые вращались от силовой установки (6 паровых машин Вульфа и 8 огнетрубных котлов) общей мощностью 720 л.с.

Круглый броненосец-«поповка» на стапеле. | Фото: popmech.ru.

Круглый броненосец-«поповка» на стапеле. | Фото: popmech.ru.

Броненосец «Новгород» на стапеле в Николаеве. | Фото: pikabu.ru.

Броненосец «Новгород» на стапеле в Николаеве. | Фото: pikabu.ru.


Круглый корпус броненосца снижал максимальную скорость (всего 6,5 узлов) и ухудшал управляемость, но давал существенное преимущество перед судами традиционной компоновки. Подобное «блюдце» очень устойчиво даже в сильную волну, что позволяет повысить точность огня артиллерии. Кстати, «Новгород» оснащался двумя пушками Круппа калибра 280 мм, размещенными в барбете по центру корабля, а также меньшим орудием, всего 87 мм, в корме.

Артиллерия главного калибра российского броненосца «Новгород». | Фото: popmech.ru.

Артиллерия главного калибра российского броненосца «Новгород». | Фото: popmech.ru.

Броненосцы-«поповки» на рейде порта Севастополя. | Фото: pikabu.ru.

Броненосцы-«поповки» на рейде порта Севастополя. | Фото: pikabu.ru.

Из-за низкого профиля «поповки» имели необычный как для броненосцев силуэт. | Фото: kosmoturizm.ru.

Из-за низкого профиля «поповки» имели необычный как для броненосцев силуэт. | Фото: kosmoturizm.ru.


С учетом полученного опыта, в 1876 году в Николаеве была построена вторая «поповка». Броненосец сначала окрестили «Киев», но по решению императора ему дали новое имя «Вице-адмирал Попов», что было большой честью для куратора проекта. Корабль сделали больше (диаметр 36,57 м), вдвое усилили бортовую броню (до 40,6 см). Благодаря увеличению размеров, силовую установку также сделали более мощной, усилили и артиллерию. Главная артиллерия, две пушки Круппа калибра 305 мм, дополнялись шестью 87-мм пушками в надстройках, восемью 47-мм пушками Гочкиса, двумя 37-мм пятиствольными орудиями револьверного типа.

Несмотря на позитивные результаты на стрельбах, «поповки» оказались не готовы к полноценным боевым действиям. Низкая скорость судов привели к тому, что турецкие корабли легко уходили от преследования. Фактически, это были броненосцы береговой обороны с дальностью плавания не более 500 морских миль. Несмотря на неэффективность использования, два броненосца оставались на вооружении до 1903 года. Но на этом история круглых кораблей в России не окончилась.

Императорская яхта «Ливадия», построенная под руководством адмирала А.А. Попова, вид сзади. | Фото: forums.airbase.ru.

Императорская яхта «Ливадия», построенная под руководством адмирала А.А. Попова, вид сзади. | Фото: forums.airbase.ru.


Основным преимуществом судов с большой шириной корпус была плавность хода, что как нельзя лучше подходило для роскошных яхт. И когда в 1878 году в Крыму потерпела крушение императорская яхта «Ливадия», А.А. Попов смог «пробить» идею постройки новой, с округлым корпусом. Новую яхту, также названую «Ливадия», строили в Шотландии, причем очень быстро (меньше года). Корпус судна состоял из двух частей, причем нижний, подводный, был короче, но существенно шире (длина 71,63 м, ширина 46,63 м).

Императорская яхта «Ливадия», 1880-е гг. | Фото: ru.wikipedia.org.

Императорская яхта «Ливадия», 1880-е гг. | Фото: ru.wikipedia.org.

Масштабная модель императорской яхты «Ливадия». | Фото: crimeaphile.livejournal.com.

Масштабная модель императорской яхты «Ливадия». | Фото: crimeaphile.livejournal.com.


Благодаря большой ширине, получился настоящий дворец на воде со множеством комнат и залов. Общая площадь всех палуб и надстроек составляет 3950 кв.м. На «Ливадии» было электрическое освещение, водопровод.

Благодаря тому, что очертания корпуса были не круглыми, а эллиптическими, удалось добиться высокой скорости 15 узлов (28 км/ч). Несмотря на казавшийся успех, яхту постигла неудача. Когда уже полностью достроенная «Ливадия» отправилась в Россию, она попала в довольно слабый шторм. При этом, что удивило всех моряков, начались удары в подводной части. Они были обусловлены ранее неизвестным гидродинамическим эффектом «слеминг», который возникал как раз из-за необычной формы судна и плоского днища. Волны буквально продавили огромную дыру, затопило несколько помещений. Когда после длительного ремонта в испанском Ферроле «Ливадия» все же добралась до Севастополя, ее судьба была решена. Императорскую яхту вывели из состава флота, в который она только что успела вступить. Далее ее использовали как блокшив, а разобрали на металл в 1930-х годах.

Любителям флота также будет интересно узнать подробнее о новой супер-яхте российского олигарха, отделанной изнутри кожей акул и крокодилов.


Обратите внимание:







13096
24.02.2019 18:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё