Автомобили RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Танки с несколькими башнями и даже несколькими пушками в одной башне успешно производились в XX веке, пускай, и не в большом количестве. Казалось бы, чем больше пушек, тем лучше. Ведь совершенно логично, что при увеличении числа орудий у боевой машины растет и ее огневая мощь. Однако, на практике дела обстояли далеко не так просто и стройно, как в головах у конструкторов. При всех попытках сделать танк с множеством башен или несколькими пушками, идея так и не прижилась. Почему?


Идея множества пушек появилась еще в Первую мировую войну. |Фото: Pinterest.

Идея множества пушек появилась еще в Первую мировую войну. |Фото: Pinterest.


История установки нескольких орудий на танк началась еще в годы Первой мировой войны. Уже тогда конструкторы стали задумываться над тем, как еще можно увеличить огневую мощь танков. Первые танки воспринимались инженерами как своеобразные сухопутные корабли, а потому идея установки нескольких башен казалась вполне разумной и жизнеспособной. Однако, уже в первые два десятилетия после мировой бойни выяснилось, что на практике все не так просто. Поставить две и даже три башни на танк было можно, однако нельзя было добиться эффективного обслуживания их экипажем. В итоге увеличение числа башен приводило к увеличению габаритов и массы танков. Это влекло за собой целую прорву проблем c двигателем, подвеской, мостами и переправами, железнодорожными платформами для транспортировки таких танков, количеством людей в экипаже.

Советский танк Т-35 с несколькими башнями. |Фото: russianarms.ru.

Советский танк Т-35 с несколькими башнями. |Фото: russianarms.ru.


Танки с множеством башен пытались делать по обе стороны океана, от США до Великобритании и от Франции до СССР. Однако, раз за разом «сухопутные крейсера» получались хромыми кобылами, несмотря на множество пушек. Тогда появилась идея о том, чтобы установить несколько пушек в одну башню и желательно на один единственный лафет. Эта идея могла бы захватить светлые головы конструкторов всецело, однако мода на попытки сделать танк с несколькими башнями все-таки осталась куда более популярной и востребованной вплоть до Второй мировой войны.

Первым был французский танк Шар ББ 1932 года. |Фото: tanks-encyclopedia.com.

Первым был французский танк Шар ББ 1932 года. |Фото: tanks-encyclopedia.com.


Одним из первых, кто попытался сделать танк с несколькими пушками в одной башне, были французы, которые в 1932 году сконструировали свой Char BB. Нужно ли говорить, что в серию это «творчество» так и не пошло? Следующей яркой попыткой сделать танк с множеством пушек стала работа советских конструкторов уже после начала Великой Отечественной войны. Советские ОКБ понимали: танков будет не хватать, а раз так, то почему бы не добиться того, чтобы одна боевая машина по своей огневой мощи была как 2 или даже 2.5 за счет увеличения числа? Не новая идея в новом исполнении! Попытки были предприняты на танках КВ-1 и Т-34. Появилось несколько проектов боевых машин с 2 и 3 пушками в одной башне на одном лафете. Однако, в серию они так и не пошли.

Советский КВ-7 с несколькими орудиями. |Фото: worldoftanks.ru.

Советский КВ-7 с несколькими орудиями. |Фото: worldoftanks.ru.


Идея с несколькими пушками в одной башне долгое время казалась здравой. В первую очередь конструкторов интересовала возможность установки двух разных калибров. Смысл был в том, чтобы одно орудие использовалось против «всякой мелочи»: небронированных или слабо бронированных целей. В то время как главное орудие использовалось бы против только против танков. Это позволяло бы экономить боезапас машины. Однако, как это часто бывает – гладко было даже не на бумаге, а в голове.

Американский танк Т1/М6. |Фото: imgur.com.

Американский танк Т1/М6. |Фото: imgur.com.


Несколько пушек в одной башне порождали несколько проблем. Во-первых, приходилось увеличивать размеры башни, что отрицательно сказывалось на выживаемости танка. Во-вторых, даже при увеличении башни места в танки становилось гораздо меньше, что еще больше затрудняло работу экипажа. Особенно это касалось прицеливания и перезарядки. В-третьих, обслуживание двух разных орудие было крайне проблематичным. При выстреле из одного – тут же сбивалась наводка другого. Использование двух пушек одновременно, в том числе орудий одинакового калибра, была откровенно не выгодной и не эффективной. Куда рациональнее оказалось просто ставить на танк одну мощную и дальнобойную пушку.

Лучше одна большая, чем несколько маленьких. |Фото: newsland.com.

Лучше одна большая, чем несколько маленьких. |Фото: newsland.com.


Смириться с хотя бы частью перечисленных проблем можно было в теории в случае с какими-нибудь сверхтяжелыми танками, вроде немецкого «Мауса», которому бы не помешал дополнительный «бюджетный» калибр против мелких целей для экономии «золотых» выстрелов из главного калибра. Однако, проверить эту теорию на практике так и не удалось, потому что в серию подобные машины так и не пошли. Конечно, до конца XX века к идее нескольких башен и нескольких пушек в танках возвращались еще не раз. Однако, уже в 1980-е годы с новым витком пушечного и ракетного вооружения, а также с развитием прицельных приспособлений и автоматов заряжания стало понятно, что наращивание огневой мощи за счет увеличения числа орудий у сухопутной техники – это не рациональный путь.

Видео с нашего канала расскажет о том, для чего советские танкисты на ствол танка вешали ведро:



Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, для чего на башне немецких танков делался странный лючок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:





6121
23.11.2021 21:10
В закладки
Версия для печати




Смотрите ещё