В годы холодной войны США и Советский Союз уделяли особое внимание разработке тяжелых сверхзвуковых бомбардировщиков. Эта исключительно сложная и крайне дорогостоящая техника была важна уже лишь потому, что являлась частью ядерной триады противоборствующих блоков. Сегодня речь пойдет о советском сверхзвуковом бомбардировщике Ту-22, получившем ироничное прозвище «Сверхзвуковой спиртовоз».
Бомбардировщик Ту-16. /Фото: tsargrad.tv.
В 1954 году в Советском Союзе пошел в эксплуатацию тяжелый многоцелевой самолет Ту-16. В первую очередь эта машина должна была использоваться в качестве бомбардировщика и ракетоносца. Хотя «шестнадцатый» в составе ВВС продержится вплоть до 1993 года, уже в середине 1950-х годов было понятно: новая машина устареет быстрее, чем хотелось бы. Уж слишком бурно в те годы развивалось авиастроение, чему прямо способствовала разразившаяся между США и СССР гонка вооружений. Поддержание стратегической авиации в «тонусе» в условиях холодной войны без преувеличения было вопросом жизни и смерти. Поэтому еще до 1955 года в стенах ОКБ-156 началась разработка новой машины.
Один из самых красивых самолетов Союза. /Фото: iz.ru.
Разработка нового бомбардировщика велась по двум направлениям. В рамках первого советские конструкторы пытались создать новый бомбардировщик на базе уже существовавшего Ту-16. В свою очередь второе направление было полностью сконцентрировано на создании принципиально новой конструкции. Вполне вероятно, что в процессе работы во внимание принимались и успехи заокеанских оппонентов. Дело в том, что в 1956 году американцы впервые подняли в небо первый в истории сверхзвуковой дальний бомбардировщик B-58 Hustler (поступит в эксплуатацию в 1960 году). Появление машины нового класса у наиболее вероятного противника ставило Советский Союз в крайне неудобное положение. В целях обеспечения обороноспособности страны американцев следовало догонять как можно скорей.
Американский Б-58. /Фото: topwar.ru.
Наконец, в 1958 году новый Ту-22 впервые поднялся в небо. А спустя четыре года доводки машина наконец пошла в войска. Отечественный бомбардировщик проигрывал по характеристикам американской машине, хотя и обладал не самыми плохими характеристиками для своего времени. В движение Ту-22 приводился парой двигателей ТРДФ РД-7М2, которые позволяли разгоняться до 1 610 км/ч. Боевой радиус советского бомбардировщика составлял 2.5-2.7 тысячи км, а практический потолок мог достигать 13.3 км. Нормальная боевая нагрузка составляла 3 тонны, хотя максимальная могла достигать всех 9 тонн. Самолет мог использовать широкую номенклатуру фугасных, химических и ядерных бомб. А уже в 1965 году на базе оригинальной конструкции Ту-22 появились модификация Ту-22КД адаптированная для пуска сверхзвуковых крылатых ракет Х-22 «Буря». Также на базе первоначальной конструкции были созданы разведывательная, тренировочная, экспортная модели, а также самолет-постановщик помех.
Самолет вышел аварийным. /Фото: iz.ru.
К сожалению, судьба у Ту-22 вышла тяжелой. Конструкция бомбардировщика (особенно в первом издании) оказалась не слишком удачной из-за чего машина вышла откровенно аварийной. С 1958 по 1992 год только в авиакатастрофах было потеряло 70 самолетов Ту-22 разных модификаций. И это при том, что произвели их в количестве 311 единиц. В процессе эксплуатации было выявлено множество дефектов, в том числе достаточно серьезных. Например, на сверхзвуковых скоростях самолет становился трудноуправляемым. Как выяснилось, причиной тому было не самое удачное расположение двигателей относительно хвостового оперения. Были и другие проблемы: с двигателями, со стойками шасси, с оборудованием. Из-за высокой аварийности в среде летчиков самолет получил неблагозвучное прозвище «людоед».
Служил до 1990-х годов. /Фото: rutube.ru.
Впрочем, была у Ту-22 и другая ироничная кличка. Так, машину прозвали не иначе как «Сверхзвуковым скирдовозом». Прозвище было придумано ни то летчиками, ни то техниками Ту-22 за то, что «двадцать второй» использовал специфическую систему охлаждения, работавшую на спирте. Его в конструкции бомбардировщика было не менее 460 литров! Злые языки поговаривают, что из-за этого техники, занимавшиеся обслуживание Ту-22 не только регулярно злоупотребляли алкоголем, но и подворовывали спирт, чем доставляли уйму проблем начальствовавшему составу. Правда достоверных свидетельств подтверждающих такого рода «легенды» - нет.
Теперь у России есть Ту-22М. /Фото: Pinterest.
В заключение хочется отметить, что судьба американского B-58 Hustler сложилась не лучше. Хотя конструкция машины вышла в целом удачной и без серьезных недостатков, американских военных не устраивали летные характеристики бомбардировщика. Но куда больше самолет раздражал «счетоводов» из правительства. Производство и обслуживание В-58 стоило астрономических денег даже по мнению американцев, в результате чего уже в 1970 году машину списали на «пенсию», в то время как советский Ту-22 продолжали использовать и даже экспортировали в третьи страны (преимущественно на Ближний Восток). А кроме того, печальный опыт «двадцать второго» оказался неоценим при разработке самого секретного советского бомбардировщика. Совершенно новой (несмотря на название) машины, появившейся на свет в 1969 году – дальнего сверхзвукового бомбардировщика и ракетоносца Ту-22М. Машина нового класса стоит на вооружении России по сей день.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 10 лучших боевых самолетов мира, от которых не укрыться.