В этом году легендарная пилотажная группа «Русские витязи» отмечает юбилей - тридцать лет со дня основания. И вся её история - это путь покорения новых вершин. Уникальная лётная команда с первого своего выступления показывала исключительные способности и профессионализм, и с годами свою репутацию не теряют. Более того, имея ряд рекордов и нововведений в традиции группового высшего пилотажа, «Русские витязи» не собираются останавливаться, продолжая поражать зрителей по всему миру своим лётным мастерством.
Группа «Русских витязей» в 2017 году. /Фото: wikipedia.org
История этой уникальной пилотажной группы началась в апреле 1991 года на базе 1-й авиационной эскадрильи 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиационного полка 16-й воздушной армии, который базируется на подмосковном аэродроме Кубинка. Одно из первых выступлений «Русских витязей» в Великобритании на авиабазе Скемптон стало настоящим триумфом, и отечественные лётчики быстро стали популярными и желанными участниками Международных авиационно — космических салонов.
Имя «Русских витязей» прогремело едва ли не на весь мир в первый же год своего существования. /Фото: tass.ru
Интересный факт: своё знаменитое название авиационная команда получила не сразу. Первоначально её хотели именовать иначе - «Голубые Молнии». Но довольно быстро выяснилось, что существует пилотажная группа ВВС Японии, которая называется созвучно - «Blue Impulse». Поэтому, чтобы не было путаницы, российским лётчикам решили присвоить имя «Русские витязи». Однако на тот момент уже успели создать шевроны с первоначальным названием, но и им нашли применение, превратив их в сувениры.
Шеврон японской пилотажной группы «Blue Impulse». /Фото: 100sp.ru
О том, что сразу выделило «Русских витязей» среди других существующих пилотажных групп, поведал профессор Академии военных наук Вадим Козюлин: «Их первыми самолетами были истребители Су-27. Летчики начали осваивать новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, трех, а затем и четырех машин в составе «бриллиантового» формирования. Уникальность группы заключалась в том, что «Русские витязи» выполняли фигуры высшего пилотажа на серийных моделях боевых машин, регулярно подтверждая мастерство военных летчиков».
Проекции Су-27 - первого самолёта, на которых блистали «Русские витязи». /Фото: mikro-mir.at.ua
За тридцать лет своего существования «Русские витязи» освоили групповой и одиночный пилотаж на нескольких моделях многоцелевых высокоманевренных истребителях: Су-27П, Су-27УБ и Су-30СМ. На данный момент последним обновлением авиапарка группы произошла в последние три года: в ноябре 2019 года «Русские витязи» получили новейшие многоцелевые истребители Су-35С, а несколько месяцев спустя им были поставлены еще четыре аналогичные машины.
Один из четырёх поставленных «Русским витязям» истребителей Су-35С. /Фото: livejournal.com
«Русским витязям» принадлежит целый ряд рекордов или уникальных элементов, которые они выполнили первыми в мире, что наглядно демонстрирует их исключительное мастерство. Так, например, первое же их выступление на Международном авиакосмическом салоне МАКС в 1993 году показало их способности: в условиях низкой облачности российские летчики-асы сумели выполнить фигуры высшего пилотажа на предельно малых высотах. Именно это выступление породило начало своеобразной традиции - обязательное участие группы в летной программе МАКС.
«Русские витязи» - почётные участники Международного авиакосмического салона с 1993 года. /Фото: ptoday.ru
Другой знаменитый мировой рекорд «Русские витязи» выполнили вместе с другой российской пилотажной группой - «Стрижи». Произошло это в 2004 году, когда командой, состоящих из девяти самолетов (пять Су-27 и четыре Миг-29) они в строю «ромб» выполнили полный комплекс высшего пилотажа. В истории авиации такая программа была продемонстрирована впервые. На одном выступлении тандем групп не остановился: в том же году группа успешно его повторила на Международном фестивале пилотажных групп в Жуковском. Время от времени объединение российских команд происходит до сих пор.
«Русские Витязи» и «Стрижи» во время празднования 100-летия ВВС России. /Фото: airforce.ru
Три года спустя «Русские Витязи» совместно со «Стрижами» покорили новую высоту высшего пилотажа: на Международном авиакосмическом салоне они впервые в истории мировой авиации в группе из девяти боевых самолетов продемонстрировали элемент горизонтальной «бочки», которая вскоре получившая название «Кубинский бриллиант» за свою форму и уникальность. Эту фигуру высшего пилотажа регулярно выполняют до сих пор: по данным редакции Novate.ru, не так давно её сложили из уже вышеупомянутых Су-35С.
Фигура высшего пилотажа «Кубинский бриллиант». /Фото: tass.ru
А одной из последних вершин, взятых легендарной пилотажной группой стало проведение в июле 2020 года в Кубинке полетов с выполнением сложных фигур группового и одиночного пилотажа на самолетах Су-27, Су-30СМ и Су-35С. Это также первый случай, когда три типа самолетов находились в едином строю, а пилотажная программа выполнялась с заданными интервалами и расстояниями менее трёх метров между самолетами.
О том, почему у разных самолётов во время форсажа вырывается пламя разных цветов - смотрите в видео на нашем канале:
В дополнение к теме: Су-47 «Беркут»: какая судьба постигла последний советский истребитель