Наверняка каждый хотя бы раз видел, как корабли сливают из бортов воду. Чаще всего такое зрелище нам дарят различные танкеры и баржи для перевозки разнообразных грузов. Однако, прежде чем спрашивать, «зачем» суда сливают какую-то воду, стоило бы разобраться, откуда она вообще взялась внутри корабля и зачем была набрана. Очевидно, что «водопады» устраиваются сухогрузами отнюдь не для красоты!
Так выглядит крен. |Фото: fishki.net.
Даже старинный корабль – это далеко не идеально ровный деревянный брусок, который при попадании в воду будет держаться на ее поверхности ровно. Плавучесть судна зависит от множества факторов. Осадка – глубина погружения судна в воду может нарушаться креном (поворотом борта вокруг продольной оси) и дифферентом (поворотом судна вдоль продольной оси). Разница осадок между кормой и носом или между левым и правым бортом нарушает плавучесть судна: ухудшает ходовые качества, создает угрозу затопления, переворачивания или даже разламывания борта на несколько частей! Поэтому осадка должна быть как можно более ровной.
Дифферент судна. |Фото: wikiwand.com.
Вызывают крен и дифферент, влияя на осадку, самые разные факторы. Это и форма судна, и его загруженность, и волнение на море, и даже ветер. Для борьбы с креном и дифферентом, поддержания нормальной осадки борта используется такая штука как балласт. Балласт бывает твердым и жидким. В качестве твердого балласта на судне могут выступать камни, металлы, песок и т.п. В качестве жидкого балласта используется в большинстве случае вода, поданная с причала или забортная (морская) вода. Твердый балласт использовался главным образом на старинных судах. В XX веке он начал стремительно уступать место жидкому балласту, особенно на больших военных и торговых судах. Жидкий балласт набирается в специальные танкеры, которые расположены между бортом корабля и трюмом.
Балласт позволяет бороться с креном и дифферентом. |Фото: studopedia.ru.
Насколько и какие конкретно танкеры балласта будут наполняться водой, зависит от того, как загружено судно. В целом, чем больше груза – тем меньше балласта. И наоборот, чем меньше груза – тем больше балласта. Однако, когда речь идет о современных грузовых танкерах, то там управление балластом – это целая наука. Загружается жидкий балласт при помощи труб и шлангов, если речь идет о канализационной воде в порту. Если же балласт формируется из забортной воды, то его качает установленный на судне насос. Собственно, струи воды падающие из борта судна – это сброс того самого жидкого балласта.
Балласт состоит из множества раздельных отсеков. |Фото: st-laurent.org.
Если жидкий балласт состоит из канализационной чистой пресной воды, то его можно сбрасывать где угодно. Если жидкий балласт состоит из морской забортной воды, то его можно сбрасывать только в той акватории, где он был набран. Если жидкий забортный балласт судна был сделан, например в Мурманске, после чего корабль прибывает в Майами, то капитан обязан осуществить постепенную замену забортного балласта посреди плаванья. Делается это из экологических соображений в соответствии с конвенцией Международной морской организации ООН от 1991 года.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему самолеты «Суперджет» никогда не летают пустыми, даже когда не перевозят пассажиров.