Вокруг танка Т-34 сложилось немало легенд и мифов, а фантастические слухи о нём множатся год от года. Впрочем, если покопаться в хрониках и документальных материалах, можно найти ещё более удивительные факты. Как оказывается, танк был не таким уж и совершенным, а благодаря усилиям полевых и заводских механиков танк порой получал довольно странные модификации.
1. Катки от «Пантеры»
Т-34 с катками разных типов./ Фото: dzen.ru
Как показал опыт практически всех войн, трофейная техника вполне пригодна для использования в самых разных целях. Сравнительно целая или тут же отремонтированная техника вновь отправляется в бой, но уже под другим флагом, а части от неремонтопригодной используются для восстановления собственных ресурсов. В Великую Отечественную войну с танками Т-34 было так же: при острой нехватке запчастей полевые ремонтные бригады успешно использовали опорные катки для «Пантер». Сейчас уже сложно сказать, были то новые катки из захваченных запасов запчастей или от разбитых танков, выяснить вряд ли уже удастся, да это и не важно. В военное время используется всё, что оказывается под рукой, для восстановления боеспособности техники, хоть без сложностей не обходится.
Ремонт в полевых условиях./ Фото: legendapress.ru
Вполне ожидаемо, что запчасти с разных танков не взаимозаменяемы, и переставить их просто так не представляется возможным. Впрочем, инженерная смекалка в полевых условиях способна творить чудеса, особенно если в распоряжении имеется передвижной танкоремонтный завод, военное изобретение советских специалистов. Фактически он представлял собой огромный брезентовый шатёр площадью более 200 квадратных метров с двухслойными стенками. Внутри устанавливались быстроразборные коммуникации, такие как отопительная система, электросеть и водопровод, а помимо этого ремонтникам полагалось внушительное количество передвижного оборудования для проведения работ разной сложности. Через подобные мобильные заводы прошло очень много танков. Согласно собранной статистике, каждый танк побывал в серьёзном ремонте на ПТАРЗ или на обычном танкоремонтном заводе по 3–4 раза.
Опорные катки с разных танков./ Фото: fotostrana.ru
Здесь же устанавливали новые опорные катки немецкого производства на Т-34. Сама процедура была не очень сложной, но трудозатратной: родные катки весили около 200 килограмм каждый. «Пантеровские» были гораздо легче, примерно в 4 раза, но в этом заключалась первая проблема: их прочности не хватало для длительной эксплуатации. Остальные трудности касались непосредственно установки. Механикам приходилось растачивать на них ступицу и полностью её переделывать, а потом рассверливать имеющиеся отверстия под крепёжные болты и делать новые. Правда, диаметр катка был на несколько сантиметров больше, но это не вызывало слишком больших сложностей. При этом их не обтачивали, чтобы не трогать резиновое покрытие.
После ремонта./ Фото: dzen.ru
Известно, что подобными работами точно занимались на одном из ПТАРЗ, а о других мобильных заводах свидетельств не сохранилось. Таким образом новые «колёса» получали не только Т-34, но и другие танки и САУ. Интересно, что на одной машине вместе с родными могли быть установлены катки с нескольких танков.
2. Уникальный Т-34
Памятник Уральскому добровольческому корпусу./ Фото: livejournal.com
В Перми напротив Дома офицеров установлен интересный мемориал, частью которого является отреставрированный Т-34. Этот танк участвовал в боевых действиях, неоднократно ремонтировался и вновь отправлялся на фронт. Списали его только в 1963 году, и он наверняка бы отправился на переработку, как и многие другие до него, если бы ветераны не настояли на его передаче в Пермь. Здесь танк привели в порядок и установили на постамент рядом со стелой. Самое же интересное началось потом, когда многочисленные посетители рассмотрели мемориал как следует.
Памятник Уральскому добровольческому корпусу./ Фото: livejournal.com
Изучив стоящий на постаменте танк, специалисты не смогли прийти к однозначному выводу, что именно он из себя представляет. То, что это Т-34, не вызывало никаких сомнений, но вот его происхождение вызывало большие вопросы. Его корпус был построен на заводе «Красное Сормово» примерно в 1942-1943 году, а башня оказалась штампованной на заводе УЗТМ. Последняя выполнена в виде шестигранника, имеет командирскую башню и усиленное бронирование. Причём вместо штатного орудия калибра 76 миллиметров установлено 85-миллиметровое. Скорее всего, на имевшийся в распоряжении корпус установили модернизированную башню от Т-34-85 1944 года. Где, кем, как и когда это было сделано, неизвестно.
3. Первые массовые Т-34 были просто ужасны
Т-34 на испытаниях./ Фото: fishki.net
Главными достоинствами Т-34 стали простая конструкция, сравнительно небольшое количество деталей и дешёвое производство, а для его сборки не требовались специалисты с высокой квалификацией. Последнее буквально спасло ситуацию, поскольку специалисты были в большом дефиците. Вот только до того, как танк массово отправлять на фронт, его не успели обкатать и исправить детские болячки, и они показали себя на поле боя в полной красе.
Т-34 первых выпусков./ Фото: dzen.ru
В очень маленькой и тесной башне едва смогли вместить экипаж из двух человек, да и то им было чрезвычайно некомфортно. Обзор у командира танка был очень плохим, он не мог следить за полем боя, и ему приходилось часто выглядывать из люка наружу с риском получить пулю или случайный осколок. Ещё хуже, если ему приходилось командовать танковым взводом, ведь радио в танке не было. Условий для экипажа не было никаких, зимой внутри было очень холодно, зато с включенным двигателем башня превращалась в настоящую духовку. Сам двигатель оставлял желать лучшего. На марше он быстро перегревался и требовал остановки, хорошим ресурсом похвастаться он тоже не мог.
Танки Т-34./ Фото: dzen.ru
Впрочем, о недостатках танка было хорошо известно, и над их устранением усиленно работали. С выпуском новых партий Т-34 становился всё лучше, и к концу войны он уже мало походил на свой первоначальный вариант.
На самом деле. Танк Т-34 – это целое семейство из нескольких модификаций с разными возможностями и оснащением. И даже выпущенные на разных заводах машины имели много отличий.