Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Есть много примеров, когда вместо строительства новых военных судов выбирали переделку гражданских кораблей. Такой подход позволил сэкономить ресурсы и существенно ускорить строительство. История знает немало успешных проектов, в которых обычные торговые суда превращались в госпитальные корабли, авианосцы или корабли поддержки. Причём среди них очень много современных, а полученные таким способом корабли до сих пор находятся в эксплуатации.


Госпитальные корабли США

USNS Mercy./ Фото: habr.com

USNS Mercy./ Фото: habr.com


Современные госпитальные корабли США USNS Mercy и USNS Comfort появились в середине 1980-х годов и с тех пор стали важными элементами гуманитарных и военных операций. Они предназначены для оказания медицинской помощи в зонах боевых действий, а также для участия в миссиях по ликвидации последствий стихийных бедствий. Главная особенность этих кораблей заключается в их происхождении: изначально они были нефтяными танкерами класса San Clemente, построенными в конце 1970-х годов. Благодаря конверсии военные сэкономили время и деньги на строительство, адаптировав уже существующие корабли под новое предназначение.

USNS Comfort./ Фото: ny1.com

USNS Comfort./ Фото: ny1.com


Переоснащение включало установку обширных медицинских комплексов, способных обслуживать до тысячи пациентов одновременно. Также на борту располагаются операционные, отделения интенсивной терапии, лаборатории, рентген-кабинеты, стоматологические клиники и даже отделения психиатрической помощи. Оба корабля оборудованы вертолетными площадками, поэтому могут оперативно эвакуировать раненых или доставлять медицинский персонал. Интересно, что на кораблях нет никаких вооружений, и они подчиняются соответствующим международным правилам. Благодаря этому их используют в гуманитарных миссиях в мирное время, не нарушая принципов нейтралитета. К примеру, им нашли применение после событий 11 сентября 2001 года, а также во время устранения последствий землетрясения на Гаити в 2010 году, когда корабли оказывали медицинскую помощь тысячам пострадавших. И во время гражданских операций, и в ходе боевых действий госпитальные корабли показали себя по-настоящему незаменимыми.

Корабль снабжения для ВМФ Канады

M/V Asterix./ Фото: airbase.ru

M/V Asterix./ Фото: airbase.ru


Канадский корабль снабжения M/V Asterix был введен в эксплуатацию в 2018 году и выполнял важную роль в обеспечении операций канадского флота. Правда, изначально это был всего лишь контейнеровоз, построенный в 2010 году и принадлежащий компании «MSM Maritime». Его выкупили, когда канадскому военно-морскому флоту потребовались новые корабли снабжения, а всеми работами занималась компания Davie Shipbuilding, которая превратила бывший контейнеровоз в специализированное судно.

M/V Asterix./ Фото: amazonaws.com

M/V Asterix./ Фото: amazonaws.com


После конверсии M/V Asterix получил новое оборудование и обзавёлся широким списком возможностей: он мог перевозить топливо, продовольствие, запчасти и боеприпасы для боевых кораблей, а при необходимости обеспечивал медицинскую помощь в море. На его борту оборудованы вертолетные площадки, складские помещения, ремонтные мастерские и медицинские кабинеты, что сделало его универсальным кораблём для поддержки длительных морских операций. Кроме того, корабль оснащен современными системами связи и управления, а потому может взаимодействовать с флотом в любой точке мира. Любопытно, что M/V Asterix управлялся гражданским экипажем, а военные специалисты размещались на его борту только во время выполнения соответствующих задач.

Корабль поддержки для ВМФ США

Ocean Trader./ Фото: ytimg.com

Ocean Trader./ Фото: ytimg.com


Корабль поддержки Ocean Trader, ранее известный как Cragside, был приобретен Военно-морскими силами США в начале 2010-х годов. Изначально это было коммерческое судно, построенное для компании Maersk Line и предназначенное для перевозки различных грузов, но когда у ВМС США изменились требования мобильности и скрытности специальных операций, бывший грузовик решили переоборудовать в многофункциональную плавучую базу. Конверсия была очень масштабной, она включала установку полетной палубы, ангаров для вертолетов, тренировочных залов, оружейных комнат и жилых помещений для размещения до 200 военнослужащих. При этом судно сохранило свой гражданский облик и регистрационный номер в международном морском регистре, что позволяет ему действовать под прикрытием гражданского судна, повышая скрытность операций.

Ocean Trader./ Фото: shipspotting.com

Ocean Trader./ Фото: shipspotting.com


Полетная палуба Ocean Trader рассчитана на прием различных типов вертолетов, включая MH-60 Sea Hawk и MH-53 Sea Stallion, а также конвертопланов MV-22 Osprey. Судно обладает высокой автономностью и может находиться в море до 45 суток без захода в порт, пополняя запасы топлива и продовольствия в открытом океане. Это позволяет ему поддерживать действия специальных подразделений в удаленных районах мира. Кроме того, Ocean Trader оснащен современными системами связи и управления, что обеспечивает эффективное взаимодействие с другими силами и средствами ВМС США. Интересно, что, несмотря на переоборудование, корабль продолжает классифицироваться как коммерческое судно, что делает его идеальным выбором для выполнения скрытных операций и разведывательных миссий.

Британские корабли-вертолётоносцы Atlantic Conveyor, RFA Argus

Atlantic Conveyor./ Фото: thinkdefence.co.uk

Atlantic Conveyor./ Фото: thinkdefence.co.uk


В 1980-х годах Великобритания столкнулась с необходимостью усиления своих военно-морских сил, при том что бюджет был чрезвычайно ограничен. Только по этой причине было принято решение о переоборудовании гражданских судов в военные корабли. Одним из наиболее известных примеров стали корабли-вертолётоносцы Atlantic Conveyor и RFA Argus. Изначально они были построены как ролкеры для перевозки автомобилей и контейнеров, и во время Фолклендского конфликта их в кратчайшие сроки переделали в корабли поддержки – вертолётоносцы, способные нести как вертолёты, так и самолёты вертикального взлёта и посадки, такие как Harrier GR3. Благодаря этому военно-морские силы смогли увеличить ударную группировку без строительства новых авианосцев, что было критически важно в условиях ограниченного времени и ресурсов.

RFA Argus./ Фото: wikipedia.org

RFA Argus./ Фото: wikipedia.org


Переоборудование включало установку полётной палубы, ангаров для авиационной техники, а также оборудования для технического обслуживания вертолётов и самолётов. Оба корабля использовались для поддержки десантных операций, перевозки войск и грузов, а также для медицинской эвакуации. Интересным моментом является то, что после окончания конфликта они были возвращены в гражданский флот, сохранив при этом возможность быстрой мобилизации в случае необходимости.

Хоть создание военных кораблей на основе гражданских до сих пор и практикуется, но их постройка с нуля всё равно стоит на первом месте. В частности, за последний десяток лет Россия спустила на воду немало боевых кораблей, и ещё больше находится в проекте.


Обратите внимание:







1323
22.02.2025 17:24
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё