Для тех, кто когда-либо интересовался военной историей, не станет новостью тот факт, что на вооружении немецкой армии в годы Второй мировой войны не было дизельных танков, тогда как советские военные использовали их повсеместно. В этом вопросе есть ряд неоднозначных моментов и мифов – вплоть до дефицита солярки или средств на создание подходящего силового агрегата.
1. Немного истории
Немецкий средний танк Т-3/ Фото: wikimedia.org
Хочется начать с того факта, что танковое производство 30-х годов в большей степени базировалась на бензиновой технике. В армии СССР на легких машинах Т-26 и Т-40 устанавливались двигатели на бензине, тогда как на средних моделях типа Т-34 или КВ уже применяли дизель.
Это не удивительно, ведь дизельные агрегаты демонстрировали более высокий показатель КПД и рабочий ресурс при сдержанном потреблении топлива. Однако под воздействием отрицательных температур солярка может густеть, да и скорость передвижения у такой машины ниже.
И если первая проблема решалась путем прогрева двигателя и использования специального зимнего топлива, то по скоростным параметрам и вовсе не было каких-то особых требований: танк ехал, да и ладно.
Что касается немецкой танкостроительной промышленности, то на момент начала военных действий у них на вооружении было несколько интересных экземпляров: Т-1, Т-2 и более серьезные Т-3 и Т-4.
Колонна танков Т-34 на Дальневосточном фронте/ Фото: rostec.ru
О трофейных образцах речь не идет. Командование вермахта делало акцент на совершении быстрых танковых бросков и клиньев, где бензиновые машины показывали себя лучше всех, поскольку работали на высоких оборотах и развивали внушительную скорость. Такая тактика хорошо показала себя на европейских дорогах, да и сопротивление со стороны врага было незначительным.
Что касается СССР, то здесь немцы быстро поняли, что дорог на большей части страны нет, а их танки, успешно прошедшие Европу, превращались здесь в легкодоступные мишени для Т-34 или КВ-3 и КВ-4.
И немецкие инженеры быстро приняли соответствующие меры, решив укрепить панцеры 3-4 усиленными защитными экранами, повысить калибр пушек, а также включить другие доработки, а после выпустить на свет настоящих монстров, таких как Тигр-1, Пантера, а после – и Королевский Тигр. И все они хоть и не выделялись особыми скоростными превосходствами, но работали на бензиновом топливе.
2. Все топливо ушло на флот?
Предприятие по производству синтетического бензина в Германии/ Фото: topwar.ru
Поклонники немецких танков считают, что промышленность страны занималась выпуском синтетического бензина, а выпускаемый дизель уходил для потребностей флота. Частично это правдивое утверждение, но не на 100%.
Из угля немцы смогли синтезировать как бензин, так и солярку, мазут и даже смазочные материалы. Уже в первые четыре месяца 1944 года удалось произвести 315 тыс. тонн бензина, 222 тыс. тонн мазута и 200 тыс. тонн дизельного топлива.
В ходе допросов специалисты говорили, что до начала войны синтетический бензин был относительно недорогим, но уже с 1942 года ситуация кардинально поменялась, в связи с чем представители военного руководства все чаще говорили о переходе на дизельные системы.
Безусловно, неправильно утверждать, что все дизельное топливо уходило на флот. За годы военных действий вермахт выпустил примерно 150 тыс. дизельных грузовиков. Также активно выпускались гражданские транспортные средства, в том числе автобусы. А часть топлива даже отправлялась на экспорт.
3. Дизельные моторы Daimler-Benz
Двигатель MB 507 производства компании Daimler-Benz/ Фото: vpk.name
Первые предпосылки к выпуску 700-сильного дизельного агрегата появились еще в далеком 1935 году. Немцы четко понимали, что рано или поздно их танки станут тяжелее 30 тонн, поэтому нужно задумываться о мощном агрегате из расчета «на вырост».
В связи с этим корпорация Daimler-Benz выпустила агрегат MB 507 в двух модификациях. У младшей версии объем составлял 42 литра, а мощность достигла 700 л. с., тогда как старший «собрат» на 44 литра выдавал 800 л. с. в привычном режиме и до 1000 «лошадок» на пике.
Дизельные установки MB 507 использовались на самоходных мортирах Karl-Gerät и на опытной конфигурации Пантеры Daimler Benz с шасси VK 30.02 (D). Форсированная до 1200 л. с. модификация MB 517 появилась на втором прототипе немецкой «мышки» (сверхтяжелого танка Maus). При этом из пяти предложенных вариантов силовых агрегатов четыре работали на дизельном топливе.
Однако из-за увеличенной длины военные не проявляли особого интереса к данному силовому агрегату, останавливаясь на более компактных решениях «Майбах» с удобной компоновкой.
В 1938 году были сформированы четкие требования к дизелям для танков. Именно тогда корпорация Daimler-Benz всерьез приступила к разработкам дизеля MB 809, отталкиваясь от концепции небольшого веса и компактных габаритов.
Танк VK 20.01 (D)/ Фото: hdpic.club
Конструкторы рассмотрели несколько различных вариантов, выбрав самый компактный 17,5-литровый образец с 360-сильным показателем мощности. По габаритам и весу он напоминал HL 120 от Maybach, но был куда более экономичным и мощным.
Работы над проектом MB 809 были завершены к июню 1940 года, а в феврале-марте он уже прошел серию первых испытаний. Вскоре дизель начали ставить на шасси VK 20.01 (D) – первый дизельный танк на вооружении немецкой армии. До января 1945 года опытному образцу удалось преодолеть 6 000 км пути.
4. Три основные причины использования бензиновых двигателей в немецких танках
Дизельный тягач RSO/03/ Фото: vpk.name
По мнению экспертов, есть три ключевые причины, из-за которых немецкие танки базировались на бензиновых силовых агрегатах:
1. На момент начала Второй мировой войны монополистом в индустрии производства танковых двигателей была корпорация «Майбах». И неудивительно, что она всячески препятствовала другим компаниям, которые планировали двигаться в этом направлении.
2. Дефицит топлива. Как оказалось, это далеко не миф, ведь немцы испытывали серьезные проблемы с топливом, поскольку из угля производился синтетический бензин для практически всей военной техники. Синтетический дизель тоже выпускали, но в гораздо меньших объемах для некоторых авиационных дизелей и единичных моделей грузового транспорта. Но все это сопровождалось большими расходами.
3. Прагматизм правительства. Еще одной существенной проблемой стала сложность доставки. Поскольку на тот момент вся логистика базировалась на бензиновом транспорте, полностью перестраивать цепочки транспортных доставок было крайне нерентабельно. К тому же, солярка нужна была бы в колоссальных масштабах.
Броневик Sd.Kfz.234/ Фото: wikimedia.org
В связи с этим всю Вторую мировую войну немцы воевали на бензиновых танках и другой военной технике с таким типом топлива. Однако это никак не мешало им активно развивать идеи по созданию отдельных опытных образцов и прототипов, особенно в сфере военных тягачей и дизельной бронетехники.
К слову, корпорация Magirus активно производила гусеничные тягачи RSO/03 с дизельными агрегатами воздушного охлаждения Duetz. В 1944 году появился 8-колесный полноприводный броневик Sd.Kfz.234 с двигателем V-12 Tatra Typ 103, который выдавал 220 л.с. мощности. Необходимость размещения воздушного охлаждения обсуждалась еще в технической документации 1940 года.
Интересно также узнать, почему танк Т-90 «Прорыв» называют лучшим в мире.